ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 февраля 2010 года Дело N А07-8189/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2010 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сундаревой Г.А., судей Фотиной О.Б., Ширяевой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Дудиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2009 по делу N А07-8189/2008 (судья Юсеева И.Р.), при участии представителей от УФССП по РБ - Дибаева Э.М. (удостоверение ТО 172471, доверенность N02-56-4 от 27.01.2010), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - Вахитовой Д.М. (паспорт, доверенность N00297 от 19.01.2010),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - Управление ФССП России по РБ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала в Республике Башкортостан (далее - СГУ при Правительстве РФ «РФФИ», Фонд, ответчик, должник) о взыскании 20 900 000 руб. убытков, возникших в результате утраты переданного на реализацию арестованного имущества в соответствии с договором на реализацию недвижимого и иного имущества на торгах N 3957 от 28.03.2008 - сеялок стерневых, модель СС-6.0А, в количестве 20 штук, общей стоимостью 20 900 000 руб.

Решением суда первой инстанции от 06.10.2009 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 20 900 000 руб. убытков.

Постановлениями вышестоящих судебных инстанций решение Арбитражного суда Республики Башкортостан оставлено без изменения, судебный акт вступил в законную силу.

На исполнение решения Арбитражным судом Республики Башкортостан 20.02.2009 взыскателю выдан исполнительный лист N 141747.

В связи с ликвидацией должника Управление Федеральной службы судебных приставов ССП России по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве).

Определением от 26.10.2009 Арбитражный суд Республики Башкортостан заявление удовлетворил: произвел замену стороны - Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала в Республике Башкортостан по делу NА07-8189/2008 на его правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан.

С таким определением суда не согласилось Территориальное управление Росимущества по РБ, направив в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение, как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, а производство по делу прекратить.

Из апелляционной жалобы следует, что согласно акту приема-передачи имущества на реализацию от 01 августа 2008 (т.1, л.д. 108) филиал РФФИ в РБ в лице заместителя руководителя Т.З. Башировой передал, а Территориальное управление Росимущества по РБ в лице руководителя Рыскулова Р.Г. приняло имущество, находящееся на реализации в Филиале, срок реализации которого не истекает к 1 августа 2008 года согласно приложению.

Как указывает податель апелляционной жалобы, в указанном приложении спорное имущество ЗАО «Стерлитамакская машиностроительная компания» в количестве 20 штук стоимостью 20 900 000 руб. не числится, в связи с чем Территориальное управление Росимущества по РБ пришло к заключению, что в акте приема-передачи отсутствуют положения о его правопреемстве в отношении вышеуказанной задолженности.

Кроме того, заявитель полагает ошибочно не принятым судом первой инстанции во внимание его довода о наличии исполнительного листа по другому делу по иску Фонда к закрытому акционерному обществу «Стерлитамакская машиностроительная компания» о взыскании 20 900000 руб., направленного на имя председателя ликвидационной комиссии Фонда Т.С. Хахвы в город Москву для предъявления его к исполнению в связи с ликвидацией филиала в Республике Башкортостан.

Истец, Управление ФССП по РБ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило определение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, истец указал, что пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 установлено, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе возникших из судебных решений.

Истец полагает, что суд обоснованно признал Росимущество надлежащим ответчиком и правомерно удовлетворил его ходатайство о замене ответчика, поскольку реализация арестованного имущества относится к мерам принудительного исполнения, осуществление которых является государственной функцией, переданной Росимуществу.

По мнению Управления ФССП по РБ, довод апелляционной жалобы об отмене обжалуемого определения ввиду наличия выданного исполнительного листа о взыскании с общества «Стерлитамакская машиностроительная компания» в пользу Фонда денежных средств в размере 20 900 000 руб. подлежит отклонению, поскольку настоящее дело рассматривалось с участием «Стерлитамакская машиностроительная компания», привлечённого в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Требования Управления ФССП по заявленному истцом предмету и основанию удовлетворены и решение подлежит исполнению в соответствии со ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Наличие судебного акта по другому иску, предъявленному в порядке регресса, с участием тех же лиц, не может служить основанием неисполнения решения по настоящему делу и отказа в удовлетворении заявления о процессуальной замене.

Специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» ликвидировано 12.03.2009, о чём в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

ЗАО «Стерлитамакская машиностроительная компания» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей неявившихся лиц.

В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные в жалобе и отзыве на неё доводы.

Заявитель жалобы представил доказательства в подтверждение своей реорганизации в форме преобразования, изменении наименования на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, о чём в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 15.01.2009.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не находит.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2008 по делу N А07-8189/2008, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, со Специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российской фонд федерального имущества» в пользу УФССП России по РБ взыскано 20 900 000 руб. убытков, на исполнение судебного акта арбитражным судом первой инстанции выдан исполнительный лист N 14747.

В единый государственный реестр юридических лиц внесены записи: 29.12.2008 - о ликвидации филиала Фонда, 12.03.2009 - о ликвидации Фонда.

18 августа 2009 Управление ФССП России по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о замене должника - Специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала в Республике Башкортостан на его правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан.

Удовлетворяя заявленное ходатайство, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что функции Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N724 переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.

Доводы апелляционной жалобы об отказе в удовлетворении заявления о правопреемстве в связи с ликвидацией должника и отсутствие названного обязательства по возмещению убытков в приложении к акту приема-передачи от 01.08.2008 не являются основаниями для отмены обжалуемого определения суда, исходя из следующего.

Пунктом 1 устава Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 925 «О Российском фонде федерального имущества» установлено, что оно является федеральным государственным учреждением.

Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2004 N71 «О создании, реорганизации, и ликвидации федеральных государственных учреждений» решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.

Указом N724 от 12.05.2008 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ) Президент Российской Федерации постановил преобразовать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, возложив на него функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.10 Указа).

Согласно п. 17 названного Указа федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с настоящим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В соответствии с п.19 названного Указа Правительству Российской Федерации, в том числе предписано уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом; определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом.

Во исполнение предписания Правительством Российской Федерации 28.06.2008 принято распоряжение N 947-р о ликвидации специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» с 1 августа 2008 г. (п.1 распоряжения).

Согласно п.4 распоряжения N 947-р Росимуществу в установленном порядке предписано принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.

В силу ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Таким образом, передача Правительством Российской Федерации функций ликвидированного специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, являющемуся также специализированным учреждением при Правительстве Российской Федерации, не противоречит закону.

Реализация арестованного имущества относится к мерам принудительного исполнения, осуществление которых является государственной функцией.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия по вопросам исполнительного производства, установило, что реализация имущества, конфискованного или арестованного, осуществляется исключительно Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного истцом ходатайства о процессуальном правопреемстве и замены Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с распространением на последнего всех прав и обязанностей, возникающих в связи рассмотрением настоящего дела, поскольку иск вытекает из отношений, связанных с ненадлежащим исполнением Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» функций, переданных впоследствии Федеральному агентству по управлению государственным имуществом без каких-либо изъятий.

Доводы подателя апелляционной жалобы о наличии исполнительного листа от 22.01.2009 по иску должника к ЗАО «Стерлитамакская машиностроительная компания» о взыскании 20 900 000 руб. и отсутствии в связи с этим обстоятельством задолженности перед истцом подлежат отклонению.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу положений раздела 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса.

Следовательно, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2008 по делу N А07-8189/2008 и выданный на его основе исполнительный лист N 14747 обязательны для исполнения, в частности, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами.

Указанный заявителем в апелляционной жалобе исполнительный лист от 22.01.2009, выданный по делу N А07-8156/2008 о взыскании с ЗАО «Стерлитамакская машиностроительная компания» в пользу ответчика 20 900 000 руб. не препятствует исполнению судебного акта по настоящему делу и подлежит исполнению в самостоятельном исполнительном производстве.

Представленный в суд апелляционной инстанции акт приёма - передачи имущества от 01.08.2008 на реализацию не может однозначно свидетельствовать об отсутствии правопреемства заявителя в части спорного обязательства, не является передаточным актом юридического лица в отношении всех его кредиторов.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом является правопреемником ликвидированного должника по всем обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений в силу специального на это указания в нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства РФ, независимо от наличия соответствующих сведений в акте.

Учитывая изложенное, определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2009 является верным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и его отмены у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2009 по делу N А07-8189/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.r

     Председательствующий
судья
Г.А.Сундарева
Судьи
О.Б.Фотина
Е.В.Ширяева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка