ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 года Дело N А47-4834/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбурггазэнергосеть» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10 декабря 2009 года по делу N А47-4834/2009 (судья Шабанова Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Оренбурггазэнергосеть» (далее - ООО «Оренбурггазэнергосеть», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга (далее - Управление соцзащиты), Финансовому управлению Администрации г. Оренбурга (далее - Финансовое управление) о взыскании с заинтересованных лиц 88108 рублей, представляющих собой сумму НДС, начисленного на сумму денежных средств, полученных заявителем из бюджета в качестве компенсации за реализацию сжиженного газа льготными категориями населения (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения требования).

Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заинтересованных лиц привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Оренбургской области, Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования заявителю отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что в случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров по льготным ценам, выделяются не на компенсацию расходов организации или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату товаров, реализуемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.

Общество указывает, что заинтересованными лицами производится оплата товара, реализуемого льготным категориям граждан, а не субсидирование расходов организации.

Также общество указывает, что судом не принято во внимание, что с 2009 года ООО «Оренбурггазэнергосеть» Постановлением правительства Оренбургской области от 10.11.2008 N 414-п «О присвоении на 2009 год ООО «Оренбурггазэнергосеть» статуса уполномоченной газораспределительной организации по доставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения» поставка газа осуществляется по ценам, установленным Правительством Оренбургской области, включающим НДС.

Финансовое управление Администрации г. Оренбурга представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. В обоснование доводов отзыва указывает, что согласно п.2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Финансовое управление Администрации г. Оренбурга ссылается, что денежные средства, получаемые обществом из бюджета, выделялись не на оплату товаров, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению льгот, поэтому эти суммы не включаются в налоговую базу по НДС.

Управлением соцзащиты также представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами заявителя. Так, по мнению Управления соцзащиты, в рамках договорных отношений им осуществлялось возмещение затрат, понесенных заявителем, при предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки. При этом потребителями коммунальных услуг и, соответственно, плательщиками являлись граждане, а не органы местного самоуправления.

Ссылаясь на нормы п.2 ст. 154 НК РФ, Управление соцзащиты считает, что спорные выплаты выделялись в качестве субсидий и не подлежали налогообложению НДС.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, между заявителем и Финансовым управлением г. Оренбурга 13.03.2006 заключен договор N 203/2006 (т. 1, л.д. 16-18), предметом которого является целевое бюджетное финансирование ООО «Оренбурггазэнергосеть» в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на возмещение затрат организации за предоставление определенным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате за потребляемый сжиженный газ в баллонах.

Указанные категории граждан определены Постановлением Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 238 «О социальных гарантиях лицам, награжденным муниципальными наградами города Оренбурга», Постановлением Оренбургского городского Совета N 198 от 12.11.1999 «О льготах отдельным категориям граждан», Законом Оренбургской области от 02.11.2004 N 1524/255III-ОЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», Законом Оренбургской области от 02.11.2004 N 1523/54-III-ОЗ «О мерах социальной поддержке ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях ССС, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой отечественной войны», Законом Оренбургской области от 12.01.2005 N 17565/284III-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (п. 2.2 договора).

Действие названного договора определено сторонами на протяжении 2006 г. (п. 5.1 договора) и пролонгировано на 2007-2009 гг. Дополнительными соглашениями к нему от 30.11.2007 N 4 (т. 1, л.д. 20) и от 02.02.2009 N 6 (т. 1 л.д. 21).

Согласно п. 3.1 названного договора ООО «Оренбурггазэнергосеть» обязуется предоставлять вышеуказанным жителям г. Оренбурга меры социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, а Финансовое управление г. Оренбурга обязано осуществлять финансирование заявителя по возмещению расходов, связанных с реализацией таких мер социальной поддержки.

Общество свои обязательства выполнило, предоставив льготы по оплате газа указанным выше категориям граждан. Для возмещения расходов в соответствии с порядком, установленным договором, заявитель предоставил в Управление социальной защиты населения города Оренбурга списки лиц - льготников, отчеты о реализации сжиженного газа гражданам и предъявил счета-фактуры на оплату своих расходов.

Платежными поручениями обществу были компенсированы его расходы без учета НДС.

Полагая, что НДС входит в сумму расходов, ООО «Оренбурггазэнергосеть» 23.04.2009 обратилось к ответчикам с письмом N 463/09 с просьбой погасить задолженность в виде не возмещенного НДС. На данное письмо были получены ответы с отказом возместить НДС.

Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчики не приобретают самостоятельно и не оплачивают за кого-либо товары, работы, услуги реализуемые истцом, но компенсируют убытки последнего, возникшие ввиду реализации товаров, работ, услуг по сниженным, льготным ценам. При этом указанные суммы компенсаций освобождены от обложения НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ.

Указанный вывод суда является верным.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий (субвенций), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

На основании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Соответственно, недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.

Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка общества на пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Указанная норма означает, что при выделении налогоплательщикам из бюджета суммы разницы между отпускной и государственной регулируемой ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данные суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ и, соответственно, возмещаются государственными органами с учетом НДС.

Учитывая изложенное, в случае если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Однако, как указано в договоре, заключенном между заявителем и Финансовым управлением г. Оренбурга от 13.03.2006 N 203/2006 (т. 1, л.д. 16-18), денежные средства, получаемые обществом из бюджета, представляют собой целевое бюджетное финансирование на возмещение затрат организации за предоставление определенным категориям граждан мер социальной поддержки граждан, что отвечает понятию субсидии, содержащемуся в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а не частичную оплату реализуемого ООО «Оренбурггазэнергосеть» газа.

Таким образом, поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных законами льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

На основании п.2 ст. 154 НК РФ общество имело право определять налоговую базу по НДС, исходя из цены фактической реализации газа, то есть льготной цены.

При этом, учитывая косвенный характер НДС, его дополнительное включение в сумму, выделенную из бюджета истцу, для его последующей уплаты обществом в бюджет лишено экономического смысла.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм материального права, апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10 декабря 2009 года по делу N А47-4834/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбурггазэнергосеть» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.

     Председательствующий
судья
Е.В.Бояршинова
Судьи
А.А.Арямов
Н.Г.Плаксина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка