• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2010 года Дело N А76-3296/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Матвеевой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Можаевой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2010 по делу N А76-3296/2010 (судья Адначева И.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Троицкая управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» - Кощегуловой Б.К. (доверенность от 11.01.10), от Министерства социальных отношений Челябинской области - Антиповой О.И. (доверенность от 04.02.2009), Министерства финансов Российской Федерации - Бутузовой А.А. (доверенность от 21.01.2010),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Троицкая управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ООО «Троицкая УК ЖКХ», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам-военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее - Чернобыльская АЭС) за период с июня 2006 года по декабрь 2008 года в сумме 77 796 руб. 45 коп.

Определениями арбитражного суда от 03.08.2009, от 17.09.2009, от 15.10.2009 в качестве других ответчиков привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, Управление социальной защиты населения администрации города Троицка, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.

Определением арбитражного суда от 17.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Челябинской области.

В судебном заседании 26.01.2010 истец уменьшил исковые требования до 56 786 руб. 92 коп.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.01.2010 исковые требования удовлетворены за счет Министерства финансов Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение арбитражного суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Судом первой инстанции не указано в чем выразились незаконные действия ответчика, не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что убытки истца возникли ввиду бездействия органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления города Троицка. Вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2009 по делу NА76-27062/2008 подтверждает незаконность действий Управления социальной защиты населения администрации города Троицка по отказу в возмещении льгот, представленных истцом гражданам-военнослужащим. Судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что Министерство финансов Российской Федерации обязанность по перечислению субвенций из федерального бюджета для возмещения расходов при предоставлении льгот исполнило надлежащим образом. Обязанность по возмещению расходов могла бы возникнуть у подателя жалобы в случае недофинансирования средств для компенсации расходов.

ООО «Троицкая УК ЖКХ» представило письменные объяснения на апелляционную жалобу, в которых указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Довод подателя жалобы об отсутствии вины в связи с полным финансированием считает необоснованным в связи с недоказанностью.

Министерство социальных отношений Челябинской области представило письменные объяснения на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации. Установление льгот по оплате коммунальных услуг является основанием по возмещению расходов по предоставлению этих льгот.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Министерства обороны Российской Федерации, Управления социальной защиты населения администрации города Троицка, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Челябинской области не явились.

С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных объяснениях.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, между истцом (управляющим) и администрацией города Троицка (заказчиком) заключен договор от 01.03.2006 на выполнение работ по управлению жилым фондом.

Дополнительным соглашением от 21.02.2007 к договору подписано дополнительное соглашение, по которому произведена замена заказчика на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации города Троицка.

Между ООО «Троицкая УК ЖКХ» (далее - Общество) и Управлением социальной защиты населения администрации города Троицка (далее - Управление) заключен договор N 65 от 15.01.2008, который регулирует отношения, возникающие по поводу предоставления отчетности о расходах организаций - поставщиков жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, проживающим на территории города Троицка Челябинской области в соответствии с законами Российской Федерации, в том числе Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1).

Согласно пункту 2.1.3, 2.1.5 договора Общество обязалось ежемесячно предоставлять Управлению отчетные данные: ведомости учета лиц, реализовавших свое право на 50% скидку с оплаты жилья и коммунальных услуг, сводную ведомость лиц, реализовавших свое право на 50% скидку с оплаты жилья и коммунальных услуг, акты сверки расчетов, дополнительные соглашения к договору, счета-фактуры.

В силу пункта 3.1 договора перечисление Обществу денежных средств в счет возмещения расходов организаций - поставщиков жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищные и коммунальные услуги отдельным категориям ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации, производится за счет средств, предоставляемых местному бюджету из областного фонда компенсаций в пределах объемов финансирования текущих расходов по данной территории в 2008 году.

ООО «Троицкая УК ЖКХ» предоставило жилищно-коммунальные услуги гражданам-военнослужащим: Кранкову И.П. в период с июня 2006 года по декабрь 2007 года, Рыженкову Е.В., Плохому В.Д., Фуфлыгину С.В., Родикову М.В., Фефелову Е.Г., Мерзлякову C.B., Наумову В.М, Пушину В.Я., Назимкину Ю.И., Боронину Н.В., Руденко П.Н., Плешкунову В.А., Пластенину С.Л., Сергееву Ю.М., Беспалову В.Н.; Брылеву К.К. в период с июня по декабрь 2008 года.

В связи с данным обстоятельством во исполнение Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 истец предоставил льготы по оплате жилья и коммунальных услуг вышеназванным семнадцати гражданам - военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в общей сумме 56 786 руб. 92 коп.

В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлены копии удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы, выписки из лицевых счетов указанных граждан.

Управление письмом N 5113 от 07.06.2008 сообщило Обществу о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 N 542 финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки лиц, подвергшихся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Поскольку понесенные в связи с предоставлением льгот расходы не возмещены в установленном законом порядке, ООО «Троицкая УК ЖКХ» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что расходы по финансированию льгот, предоставленных истцом, должны осуществляться из федерального бюджета. Невыполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, понесенных истцом в связи с реализацией законодательно установленных льгот, влечет возникновение у истца убытков, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.

Выводы арбитражного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации, следовательно, должны осуществляться из федерального бюджета. Невыполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, понесенных истцом в связи с реализацией законодательно установленных льгот, влечет возникновение у истца убытков, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.

Выводы арбитражного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают финансовые органы.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 вышеназванные граждане-военнослужащие, которым истец предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы, на которых распространяется действие закона.

Гражданам, указанным в пункте 3 статьи 13 вышеназванного Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 статьи 14 Закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется плата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 предусмотренные законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанного предписания Правительство Российской Федерации постановлением N 542 от 30.08.2005 утвердило Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее - Правила), согласно которым финансирование названных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванных Правил финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 Правил.

В пункте 6 указанных Правил предусмотрено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.02.2007 N 62 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 5 Положения о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотрено, что Положение не распространяется на военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пенсионеров из их числа, в том числе ныне работающих, а также на гражданский персонал указанных органов исполнительной власти.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2007 по делу N 48-Г07-7 пункт 5 вышеназванного Положения признан противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления судебного акта в законную силу.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, введенные в действие с 01.01.2008.

Правила определяют порядок зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пунктах 2,3 указанных Правил предусмотрено предоставление субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации, перечисление субвенций на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению в силу следующего.

Граждане-участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, которым предоставлены льготы, не состоят на учете в Управлении социальной защиты населения города Троицка. Однако это обстоятельство не является основанием к отказу организации, предоставившей льготу, в возмещении убытков, связанных с реализацией установленных федеральным законодательством льгот.

Министерство финансов Российской Федерации приводит довод о том, что Российская Федерация в достаточном объеме выделяла денежные средства на компенсацию льгот лицам, подвергшимся воздействию аварии на Чернобыльской АЭС.

Однако доказательств выделения денежных средств на цели компенсации льгот вышеназванным категориям лиц, а также направления их для распределения Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации ответчик не представил.

Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательства, свидетельствующие о том, что из федерального бюджета были выделены средства на цели компенсации льгот вышеназванным категориям лиц, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу.

Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Факт предоставления истцом льгот и их размер подтверждены документально. При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2010 по делу N А76-3296/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.r

     Председательствующий
судья
З.Н.Серкова
Судьи
С.А.Бабкина
С.В.Матвеева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А76-3296/2009
Принявший орган: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 17 марта 2010

Поиск в тексте