• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2010 года Дело N А07-23814/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпусенко С.А., судей Логиновских Л.Л., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Леухиной Е.Е.., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкиргаз» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.12.2009 по делу N А07-23814/2009 (судья Раянов М.Ф.), при участии: от прокуратуры Республики Башкортостан - Кашаповой Р.М. (служебное удостоверение ТО N070919 от 25.02.2009); ООО "Башкиргаз" - Шафикова И.М. (доверенность N6 от 11.01.2010 сроком до 31.12.2010),

У С Т А Н О В И Л :

прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Газ-сервис» (далее - ОАО «Газ-сервис», ответчик), обществу с ограниченной ответственностью «Башкиргаз» (далее - ООО «Башкиргаз», ответчик) и государственному учреждению «14 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» (далее - ГУ 14 отряд ФСП по РБ, ответчик) о признании недействительным подпунктов 2.3., 2.4., подпункт 2 п. 2.5., п. 3.8. договора на поставку газа N 63183 от 01.01.2009.

До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении иска в части признания недействительным подпункта 2 пункта 2.5 договора, указав, что речь идет об абзаце 5 пункта 2.5 договора.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.12.2009 (резолютивная часть от 24.12.2009) исковые требования удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 2.3., последний абзац пункта 2.5.. пункт 3.8. договора поставки газа N 63183 от 01.01.2009. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Башкиргаз» просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что ГУ 14 отряд ФПС по РБ не может быть отнесено к учреждениям, на которые распространяется Указ Президента РФ от 23.11.1995 N 1173. Во исполнение данного Указа Правительством принято постановление от 25.02.2005 N 364, на основании которого в спорный договор включены особые условия поставки газа. Особые условия поставки газа предусматривают обязанность поставщика не производить ограничение поставок газа потребителю в пределах установленных ему лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета. В случае неисполнения покупателем (ГУ 14 отряд ФПС по РБ) обязательств по оплате газа ООО «Башкиргаз» не применяет оспариваемые прокуратурой пункты спорного договора 2.3., 2.5., 3.8. Данные пункты могут быть применены только при превышении обязательств по оплате газа лимита бюджетных обязательств. Пункт 2.5. договора поставки газа N 63183 от 01.01.2009 соответствует требованиям закона, в частности п. 19 Правил поставки газа от 15.02.1998 N 162. Также соответствует закону п. 3.8. договора, так как в нем предусмотрено право поставщика и ГРО сократить или прекратить поставку газа с предварительным письменным уведомлением об этом покупателя.

Прокуратура Республики Башкортостан представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также истец в отзыве пояснил, что ГУ 14 отряд ФПС по РБ относится к объектам, на которые распространяется действие Указа Президента N 1173 от 23.11.1995. Пункт 2.5. договора N 63183 от 01.01.2009 оспаривался только в части последнего абзаца, который противоречит закону. Довод о соответствии п. 3.8. договора законодательству необоснован, так как Указом Президента N 1173 установлен запрет на ограничение либо прекращение поставки газа и исключения в виде возможности такого ограничения с письменного предварительного уведомления потребителя не предусматривает.

ГУ 14 отряд ФПС по РБ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Пункты 2.3., 2.4., 2.5.2., 3.8. не соответствуют требованиям законодательства и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков ОАО "Газ-Сервис", ГУ "14 отряд федеральной противопожарной службы по РБ" не явились.

С учетом мнения представителя подателя апелляционной жалобы и прокурора в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков ОАО "Газ-Сервис", ГУ "14 отряд федеральной противопожарной службы по РБ".

В судебном заседании представители истца, ответчика ООО «Башкиргаз» поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, ответчика ООО «Башкиргаз», не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, 01.01.2009г. между ООО «Башкиргаз» (поставщик) ОАО «Газ-сервис» (ГРО) и ГУ «14 отряд ФПС по РБ» (покупатель) заключен договор поставки газа N 63183.

Согласно п.2.3 договора в случае невыполнения требований поставщика и ГРО по соблюдению режима газопотребления, а также в случае недопуска поставщика или ГРО к газопотребляющему оборудованию для проведения работ по отключению покупателя, в связи с неоднократным нарушением последним условий настоящего договора в части расчетов за поставленный газ, поставщик и ГРО имеют право установить на подводящем трубопроводе заглушку, либо вырезать часть трубопровода.

Пунктом 2.4 договора предусмотрено уведомление сторон о технически необходимом сокращении или полном прекращении поставки (отбора) газа в сроки: о плановой остановке - за 30 дней до остановки; при неплановых остановках - за 3 суток до остановки, при возникновении аварийной ситуации - немедленно.

Абзацем 5 пункта 2.5 договора предусмотрено при невыполнении требований поставщика или ГРО о переводе предприятия на резервный или аварийный вид топлива, поставщик и ГРО имеют право провести принудительное ограничение поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения.

В соответствии с п. 3.8 договора при невыполнении покупателем п.3.4, 3.5, 3.6, 5.8, 9.5 настоящего договора и отсутствии диспетчерской связи с газопотребляющими объектами покупателя, поставщик и ГРО имеют право сократить или прекратить поставку газа, предварительно письменно уведомив об этом покупателя и ГРО за 5 дней.

Полагая вышеприведенные положения договора противоречащими ст.12 Закона РФ от 05.03.1992г. N2446-1 «О безопасности», Указу Президента РФ от 23.11.1995г. N1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее - Указ 1173) и со ссылкой на ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ГУ «14 отряд ФПС по РБ» относится к объектам, на которые распространяется действие Указа N 1173 и любое ограничение или прекращение обеспечения газом такого объекта, согласно пункту 1 названного акта недопустимо, в сиу чего пункты спорного договора, предусматривающие право ограничения и прекращения поставки газа покупателю, являются ничтожными (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Также судом указано, что поскольку положение пункта 2.4 договора регулирует сроки уведомления сторонами друг друга о технически необходимом сокращении или прекращении поставки (отбора) газа (плановая, внеплановая, аварийная), а также обязанность покупателя немедленно сообщать поставщику о факте прекращения отбора газа и последних показаниях приборов учета, следовательно, в данной части договор Указу N 1173 не противоречит, в данной части иска отказано.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на представленных доказательствах и требованиях закона.

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992г. N2446-1 «О безопасности» силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации, в том числе в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента N 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.

Данные меры введены Президентом РФ в целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач.

Исходя из содержания указанной нормы, действие данного Указа Президента распространяется на учреждения, предприятия и организации, в которых предусмотрена военная служба.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информатизации, федеральных органах государственной охраны федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, утвердившим Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 3).

Как правильно указано судом первой инстанции, ГУ «14 отряд ФПС по РБ» в соответствии с п.1.1 Устава является территориальным подразделением Федеральной противопожарной службы МЧС России.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войска гражданской обороны; Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенные положения законодательства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что ГУ «14 отряд ФПС по РБ» относится к объектам, на которые распространяется действие Указа N 1173, в связи с чем в силу пункта 1 названного Указа любое ограничение или прекращение обеспечения газом такого объекта недопустимо.

Следовательно, пункт 2.3., последний абзац пункта 2.5., пункт 3.8. договора на поставку газа N 63183 от 01.01.2009, заключенного между ООО «Башкиргаз», ОАО «Газ-сервис» и ГУ «14 отряд ФПС по РБ», противоречат действующему законодательству и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными.

Установив, что положение пункта 2.4 договора N 63183 от 01.01.2009 регулирует сроки уведомления сторонами друг друга о технически необходимом сокращении или прекращении поставки (отбора) газа (плановая, внеплановая, аварийная), а также обязанность покупателя немедленно сообщать поставщику о факте прекращения отбора газа и последних показаниях приборов учета, следовательно, в данной части договор Указу N 1173 не противоречит, в признании данного пункта недействительным судом первой инстанции отказано правомерно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ГУ «14 отряд ФПС по РБ» не может быть отнесено к учреждениям, на которые распространяется Указ Президента РФ от 23.11.1995 N 1173, отклоняются.

Согласно п.1.1 Устава ГУ «14 отряд ФПС по РБ» является территориальным подразделением Федеральной противопожарной службы МЧС России, которая в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» относится к системе органов, в которых предусмотрена военная служба, следовательно, на данное учреждение распространяется действие Указа Президента N 1173.

Ссылка ООО «Башкиргаз» на Постановление Правительства от 25.02.2005 N 364, которым в спорный договор включены особые условия поставки газа и в случае неисполнения покупателем (ГУ 14 отряд ФПС по РБ) обязательств по оплате газа ООО «Башкиргаз» не применяет оспариваемые прокуратурой пункты 2.3., 2.5., 3.8. спорного договора, не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как данное обстоятельство не свидетельствует о том, что договор на поставку газа N 63183 от 01.01.2009 в оспариваемой части соответствует требованиям законодательства.

Пункт 2.5. договора N 63183 от 01.01.2009 оспаривался истцом только в части последнего абзаца, который противоречит закону. В отношении иных положений данной статьи требования о признании недействительными не заявлялись, поэтому утверждение апелляционной жалобы в данной части отклоняются.

Довод ООО «Башкиргаз» в апелляционной жалобе о соответствии п. 3.8. договора законодательству необоснован, так как Указом Президента N 1173 установлен запрет на ограничение либо прекращение поставки газа и исключения в виде возможности такого ограничения с письменного предварительного уведомления потребителя не предусматривает.

С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.12.2009 года по делу NА07-23814/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкиргаз» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.r

     Председательствующий
судья
С.А.Карпусенко
Судьи
Л.Л.Логиновских
Н.В.Махрова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А07-23814/2009
Принявший орган: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 22 марта 2010

Поиск в тексте