ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2010 года Дело N А47-9672/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010г.

В полном объеме постановление изготовлено 26 марта 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дементьевым Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугурусланском районе Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 ноября 2009 г. по делу NА47-9672/2009 (судья Шабанова Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугурусланском районе Оренбургской области (далее - заявитель, Управление, УПФР в Бугурусланском районе) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства «Матвеево» (далее - КФХ «Матвеево», крестьянское хозяйство) суммы финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 386 руб. 40 коп.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2009 по настоящему делу в удовлетворении требований заявителя отказано.

Управление с решением Арбитражного суда Оренбургской области не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что поскольку КФХ «Матвеево» не представлено сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за 2008 г. на застрахованных лиц до настоящего времени, им нарушен установленный срок представления данных сведений. Полагает, что непредставление главой крестьянского хозяйства в установленный срок сведений образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон N27-ФЗ).

В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N318 (далее - Инструкция), установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, представляют ежегодно, до 01 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. На основании указанного заявитель считает, что срок предоставления в Пенсионный фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, установлен. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. От Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователем - КФХ «Матвеево». По результатам проверки составлен акт от 29.04.2009 N62192 (л.д.7) и вынесено решение от 17.06.2009 N219085034 (л.д.8) о привлечении КФХ «Матвеево» к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции (штрафа) в размере 386 руб. 40 коп.

В связи с неуплатой страхователем штрафа в добровольном порядке (требование от 17.06.2009 N219097148 - л.д.9), УПФР в Бугурусланском районе обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ привлечено юридическое лицо, а не глава крестьянского хозяйства. Суд также указал, что Управлением не представлено доказательств наличия у главы КФХ «Матвеево» наемных работников.

Выводы суда соответствуют закону и основаны на материалах дела.

В силу статьи 1 Федерального закона N27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с данным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании части 1 статьи 28 Федерального закона N167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N167-ФЗ, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях Федерального закона N167-ФЗ частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В соответствии с пунктом 2 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.08.2006 N197п, регистрация физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя и членов хозяйства, и частных детективов), осуществляется в территориальных органах ПФР в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям.

При таких обстоятельствах глава крестьянского хозяйства является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Вместе с тем, согласно акту проверки, решению Управления к ответственности за нарушение срока представления сведений, установленного пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ, крестьянское хозяйство привлекается как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, за непредставление в территориальный орган Пенсионного Фонда России сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Иных оснований привлечения к ответственности КФХ «Матвеево» в виде финансовой санкции в решении Управления не указано.

Кроме того, ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности в нарушение статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации не указано, в отношении каких лиц крестьянское хозяйство не представило сведения, а также не отражено, какие документы и иные сведения подтверждают обстоятельства указанного правонарушения.

При этом материалы дела не содержат доказательств наличия у крестьянского хозяйства работающих застрахованных лиц.

Доказательств того, что в данном случае к ответственности за непредставление сведений в Пенсионный фонд привлекается глава КФХ «Матвеево», в материалах дела отсутствуют.

Между тем, в случае привлечения к ответственности главы крестьянского хозяйства за нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ следует отметить следующее.

Федеральный закон N27-ФЗ в подпунктах 1-8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев установлен пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N27-ФЗ.

Таким образом, Федеральный закон N27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что глава крестьянского хозяйства может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с Федеральным законом N27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Данных доказательств Управлением в материалы дела не представлено.

Таким образом, у главы крестьянского хозяйства отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Федерального закона.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка Управления в обоснование установления срока представления в Пенсионный Фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, на пункт 38 Инструкции, подлежит отклонению как несостоятельная.

При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учётом вышеизложенных обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УПФР в Бугурусланском районе освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 ноября 2009г. по делу N А47-9672/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугурусланском районе Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.r

     Председательствующий
Н.Г.Плаксина
Судьи
А.А.Арямов
О.Б.Тимохин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка