ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 года Дело N А76-14888/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Челябинский филиал N 2) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 января 2010 года по делу N А76-14888/2009 (судья Попова Т.В.), при участии: от Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Челябинский филиал N 2) - Григорьевой Т.В. (доверенность от 24.12.2009 N32, служебное удостоверение), от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области - Балакиревой Е.А. (доверенность от 22.12.2008 N1-5090, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области (далее - заявитель, ЦБ РФ, банк, страхователь) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Челябинский филиал N 2) (далее - фонд, учреждение, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 13.05.2009 N 113/61 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

До принятия решения по существу спора банком заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которым банк просит суд признать недействительным решение в части взыскания недоимки по страховым взносам в сумме 12 788, 17 руб. и соответствующих пени, штрафа в размере 1 075, 90 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 11 января 2010 года по настоящему делу заявленные банком требования удовлетворены.

Фонд, не согласившись с таким решением суда, обратился с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что размер выплаченных сумм зависит от установленного должностного оклада работника, в то же время по выводам, изложенным в решении суда, выплаты начислены не в связи с выполнением трудовых обязанностей, без учета результатов труда, поэтому они не должны быть учтены при начислении страховых взносов, что не соответствует материалам дела, т.к. в текстах приказов, на основании которых производились выплаты, четко указа размер в процентном соотношении от должностного оклада, т.е. фиксированного размера оплаты труда.

Производимые банком выплаты относятся к оплате труда, соответственно, на эти выплаты должны быть начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Действующее законодательство не ставит обязанность по начислению страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимость от источника произведенных выплат: фонд оплаты труда или за счет сметы социального страхования.

Также учреждение считает необоснованной ссылку суда на принцип единообразия судебной практики, поскольку судебная практика не является официальным источником права в Российской Федерации.

Банк представил отзыв на апелляционную жалобу учреждения, по мотивам которого отклонил ее доводы.

В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель заявителя возражал на них по основаниям, указанным в отзыве.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, фонд провел выездную проверку Головного расчетно-кассового центра г. Челябинск Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области (структурного подразделения Центрального банка Российской Федерации в составе Главного управления) (далее - ГРКЦ) по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По результатам проверки составлен акт N 61 н/с от 01.04.2009, на который страхователем были представлены разногласия.

Рассмотрев акт проверки и разногласия на него, учреждение вынесло решение N 113/61 от 13.05.2009 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решение N113/61 от 13.95.2009 было обжаловано банком в порядке ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в вышестоящий орган в Государственное учреждение - Челябинского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, который решением от 02.07.2009 N01-26/05/2882 оставило в силе решение N113/61 от 13.05.2009 фонда, что и послужило поводом для обращения банка в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные ЦБ РФ требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсационными и стимулирующими выплатами и осуществлялись без учета результатов труда конкретных работников, как дополнительная социальная защита работников банка, в связи с чем, пришел к выводу о том, что указанные выплаты не должны включаться в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

В ходе проверки фондом выявлен ряд нарушений ст.ст. 18, 20 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон N 165-ФЗ), ст.ст. 3, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон N 125-ФЗ), п.п. 3,4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Правила), предусматривающими включение в налогооблагаемую базу начисленную заработную плату по всем основаниям (доход).

Не были включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов: расходы на выплату материальной помощи в случае утраты трудоспособности в сумме 75 078, 22 руб.

Материальная помощь предусмотрена Положением о системе оплаты труда работников Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) от 29.12.2003 N 245-П (ДСП), Положением о формировании и использовании Социального фонда Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) от 19.06.2003 N 231-П (ДСП), указанием Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 07.04.2006 N 1677-У-ДСП «О внесении изменений в Положение Банка России от 19.06.2003 N 231-П ДСП «О формировании и использовании социального фонда Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

При этом указанные выплаты были подтверждены карточками лицевого счета N 60327810900010000013 «Расходы фонда спец. назначения» помесячные: 2006 год - за 9 месяцев; 2007 год - за 10 месяцев; 2008 год - за 12 месяцев; выборками по журналу расчетов по виду начисления «материальная помощь, оказываемая в случае временной нетрудоспособности» 2006 год - за 9 месяцев; 2007 год - за 10 месяцев; 2008 год - за 12 месяцев; расчетными листками физических лиц по видам начислений и удержаний - всего, в том числе: 2006 год - 22 штук; 2007 год - 39 штук; 2008 год - 65 штук; (Приложение N 2 на 195 листах к акту документальной выездной проверки от 01.04.2009 N61 н/с);

Также не были включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов: единовременные выплаты в целях обеспечения социальных гарантий в сумме 2 983 856, 50 руб.

Выплата в 2006 году произведена на основании приказа Головного расчетно-кассового центра г. Челябинска Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области от 08.11.2006 NЛСЦ -249, и отражена в карточке лицевого счета N70206810000012621430 «Другие выплаты ГРКЦ. Единовременные выплаты» 09.11.2006 (по мемориальному ордеру N 182, в выборке по журналам расчетов, в платежных ведомостях, расчетных листках в сумме 596 956, 50 руб. 175 работникам. (Приложение N 2 на 85 листах к акту документальной выездной проверки от 01.04.2009 N61 н/с).

Выплата в 2007 году произведена на основании приказа Головного расчетно-кассового центра г. Челябинска Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области от 12.11.2007 NЛСЦ -261, и отражена в карточке лицевого счета N70206810000012621430 «Другие выплаты ГРКЦ. Единовременные выплаты» 13.11.2007 (по мемориальному ордеру N 1077, в выборке по журналам расчетов, в платежных ведомостях, расчетных листках в сумме 2 386 900,00 руб. 175 работникам (Приложение N 2 на 97 листах к акту документальной выездной проверки от 01.04.2009 N61 н/с).

Фондом не была включена в облагаемую базу для начисления страховых взносов единовременная выплата в связи с сокращением численности работников за счет сметы социального фонда в сумме 2 256 197, 34 руб., произведенная 12 работникам.

Начисление и выплата в 2007 году произведена на основании приказов, и отражена в карточках лицевого счета N 6037810200010000014 за июнь, июль, октябрь, ноябрь 2007 года, расчетных листках за соответствующие месяцы, в выборке начислений по данному виду дохода: NЛСЦ-54 от 20.06.2007 Аладиной Валентине Григорьевне в сумме 93 000, 93 руб., NЛСЦ-232 от 18.06.2007 Сидоровой Татьяне Владимировне в сумме 428 350, 56 руб., NЛСЦ-51 от 20.06.2007 Федькиной Анне Ивановне в сумме 256 869, 72 руб., NЛСЦ-228 от 24.10.2007 Киселевой Ирине Львовне в сумме 91 433, 58 руб., NЛСЦ- 230 от 24.10.2007 Курлыковой Нине Антоновне в сумме 95 867, 80 руб., NЛСЦ-231 от 24.10.2007 Плехановой Татьяне Ивановне в сумме 52 659, 87 руб., NЛСЦ-227 от 24.10.2007 Пустовских Валентине Ивановне в сумме 64 186, 49 руб., NЛСЦ-232 от 24.10.2007 Солдатовой Лидии Леонидовне в сумме 455 846, 79 руб., NЛСЦ - 226 от 24.10.2007 Урбах Светлане Никитичне в сумме 221 402, 09 руб., NЛСЦ-229 от 24.10.2007 Ческидовой Галине Александровне в сумме 78 172, 77 руб., NЛСЦ-225 от 24.10.2007 Шеповаловой Любови Михайловне в сумме 262 571, 75 руб., NЛСЦ-295 от 17.12.2007 Пожидаевой Людмиле Васильевне в сумме 155 834, 99 руб.

Также не была включена в облагаемую базу для начисления страховых взносов материальная помощь на частичное погашение кредита, полученного на приобретение жилья в сумме 1 079 338,00 руб. в соответствии с Положением о формировании и использовании социального фонда Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) от 19.06.2003 N 231-П (ДСП). Начисление и выплата произведены в октябре 2008г., что подтверждается выборкой начислений по подразделению за октябрь 2008 года, карточкой лицевого счета за октябрь 2008 года, N 60327810500010000002, выборкой начисления по данному виду дохода, расчетным листком за октябрь 2008 года Заздравных С.В. (Приложение N 2 на 4 листах к акту документальной выездной проверки от 01.04.2009 N61 н/с).

По результатам проверки фонд пришел к выводу о том, что в результате допущенных нарушений страхователем занижена сумма начисленных страховых взносов на 12 788, 17 руб.

Между тем, в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N765, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Перечень не содержит иных видов материальной помощи, кроме материальной помощи, оказываемой работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации; материальной помощи, оказываемой работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.

Кроме того, Положением о системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2003 N245-П, предусмотрены, в составе системы оплаты труда, надбавки и доплаты к должностным окладам, материальная помощь, дополнительное материальное стимулирование отдельных категорий работников Банка. Нормы действующего законодательства с учетом характера и механизма подобных выплат обязывают отнести указанные выплаты к доходам, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.

ТК РФ установлено два вида выплат работникам: заработная плата (ст. 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24-28 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 Перечня страховые взносы не начисляются на выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта), денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации средняя заработная плата на период трудоустройства работникам, высвобождаемым в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата или ликвидацией организации.

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации трудовым договором или коллективным могут предусматриваться другие случаи выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается, приказом от 07.03.2007 NОД-205 Центральный банк Российской Федерации произвел за счет Сметы Социального фонда единовременные выплаты (выходные пособия) работникам, с которыми прекратил трудовые договора с 19 февраля по 30.12.2007 в связи с сокращением штата численности работников, выплата произведена в сумме 2 983 856, 50 руб.

Фондом на указанную сумму доначислены страховые взносы 4 512, 39 руб., пени - 318, 99 руб., штраф - 310, 41 руб.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение фонда принято по данной позиции неправомерно.

Кроме того, согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (размер и условия) установлены также федеральными законами.

Из материалов дела следует, что заявитель выплатил за счет Социального фонда банка работникам банка в случае утраты трудоспособности материальную помощь в размере 75 078, 22 руб. дополнительно к пособию по временной нетрудоспособности, полученного работниками.

Фондом по данной позиции доначислены страховые взносы в сумме 149, 39 руб., соответствующие пени - 9, 17 руб., штраф - 15, 09 руб.

В связи с тем, что материальная помощь работнику начислена не в связи с выполнением им трудовых обязанностей, не является стимулирующей выплатой, и осуществлялась без учета результатов труда конкретных работников, как дополнительная социальная защита работников, выплачена за счет Социального фонда банка, решение учреждением принято по данной позиции неправомерно.

Как установлено судом, банком на основании приказов от 08.11.2006 NЛСЦ-249, от 12.11.2006 NЛСЦ-261 произведены единовременные выплаты в целях обеспечения социальных гарантий работников в сумме 2 983 856, 50 руб.

Фонд доначислил по данному эпизоду заявителю страховые взносы 5 967, 71руб., пени - 473, 85руб., штраф - 750, 40 руб.

Однако, в силу п. 4 ст. 20 Закона N 165-ФЗ виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N765 утвержден перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Перечень).

Указанный Перечень не содержит такие выплаты, как единовременные, в целях обеспечения социальных гарантий работников Центрального банка.

Вместе с тем, из смысла ст. 20 Закона N165-ФЗ следует, что Перечень должен устанавливать исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат работникам в качестве оплаты труда.

Из дела видно, что единовременные выплаты произведены всем работникам банка, включая работников, находящихся по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора - трех лет, работников, принятых на работу с испытательным сроком, совместителей, работников занятых на сезонных работах, а также лиц, работающих по срочным трудовым договорам, за счет средств Социального фонда Банка России, которые предназначены для обеспечения социальных нужд служащих банка России и пенсионеров, состоящих на учете в Банке России.

Таким образом, спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсационными и стимулирующими выплатами и осуществлялись без учета результатов труда конкретных работников, как дополнительная социальная защита работников банка, в связи с чем, указанные выплаты не должны включаться в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.

В ходе проверки фондом также было установлено, что заявителем была выплачена Заздравных Е.В. материальная помощь в сумме 1 079 338 руб. на частичное погашение кредита, полученного на приобретение жилья за счет средств Социального фонда Центрального банка Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, учитывая те обстоятельства, что основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (выполнение работы, оказание услуги), материальная помощь Заздравных Е.В. выплачена в связи с затруднительным семейным материальным положением работника, не является вознаграждением, стимулирующей выплатой за конкретные результаты труда, и не должна подлежать обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование и профессиональных заболеваний.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции по указанным выше основаниям и мотивам.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 января 2010 года по делу NА76-14888/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Челябинский филиал N 2) - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий
О.Б.Тимохин
Судьи
А.А.Арямов
Н.Г.Плаксина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка