ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июня 2010 года Дело N А34-4179/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Вяткина О.Б., судей Рачкова В.В., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Леухиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети» на решение Арбитражного суда Курганской области от 03 марта 2010 года по делу N А34-4179/2007 (судья Е.В.Семенова), при участии: от открытого акционерного общества «Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети» - Евдокимова Н.А. (доверенность от 11.01.2010 N 159), Кутиковой Н.В. (доверенность от 31.03.2010 б/н), от открытого акционерного общества «Энергосбыт» - Саранских Н.В. (доверенность от 31.12.2009 N103-10), от открытого акционерного общества «Курганэнерго» - Федотовой Л.Ю. (доверенность от 01.01.2010 N 5),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети» (далее - ОАО «ШМКЭС», истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Энергосбыт» (далее - ОАО «Энергосбыт», ответчик) о взыскании 546 470 руб. 63 коп. долга за бездоговорное оказание услуг по передаче электрической энергии за период с 01.06.2007 по 01.07.2007 на основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 82 и 155 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (т. 1 л.д.3, с учетом уменьшения размера исковых требований, принятых арбитражным судом первой инстанции в предусмотренном ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, - т. 10 л.д. 1).

Определением Арбитражного суда Курганской области от 26.11.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Курганэнерго» и открытое акционерное общество «Курганская энергосбытовая компания».

Определением Арбитражного суда Курганской области от 30.04.2008 в отдельное производство (дело N А34-1678/2008) выделено требование ОАО «ШМКЭС» к ОАО «Энергосбыт» о взыскании задолженности за бездоговорное оказание услуг по передаче электрической энергии потребителям Сафакулевского района в сумме 299 485 руб. 82 коп.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.03.2010 в удовлетворении исковых требований ОАО «ШМКЭС» отказано (т.11 л.д.73-79).

В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Курганской области от 03 марта 2010 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ОАО «ШМКЭС» в полном объеме, указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права (т.11 л.д.91-95).

В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на абзац 2 пункта 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики), абзац 2 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», на основании которых полагает, что на розничном рынке электроэнергии гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) в интересах обслуживаемых потребителей по заключенным договорам обязаны урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии путем заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии с сетевым предприятием, к электрическим сетям которого присоединены энергопринимающие устройства обслуживаемых потребителей.

При этом сетевая организация обязана оказывать услуги таким потребителям электроэнергии даже при отсутствии договора на оказание услуг с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) либо с потребителем, что и было сделано истцом в спорный период.

Истец также ссылается на раздел III Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), в соответствии с которыми услуга предоставляется только в точке технологического присоединения одной сетевой организации к другой, и потребителем услуг по передаче электрической энергии являются обе стороны.

Таким образом, истец полагает, что после технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (ОАО «ШМКЭС») к объектам другой сетевой организации (ОАО «Курганэнерго») истец, владеющий на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителям, обслуживаемым ответчиком (ОАО «Энергосбыт»), и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям истца.

ОАО «Энергосбыт» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «ШМКЭС» - без удовлетворения (т.11 л.д.123-127).

В отзыве ответчик пояснил, что не должен осуществлять оплату услуг по передаче электрической энергии ОАО «ШМКЭС», поскольку в спорный период на розничном рынке электрической энергии Курганской области сложились договорные правоотношения, при которых ОАО «Курганэнерго» являлось получателем услуг ОАО «ШМКЭС» по передаче электрической энергии в целях оказания соответствующих услуг потребителям ОАО «Энергосбыт», энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к сетям ОАО «ШМКЭС». В качестве нормативного обоснования возражений ссылается на пункты 5, 6, 7, 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, пункт 3 статьи 26, статью 41 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 4, 8, 34, 41, 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа). Указывает, что на основании данных норм права ОАО «Энергосбыт» и ОАО «Курганэнерго» заключили в интересах потребителей ОАО «Энергосбыт» договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.04.2007 N 1. Согласно условиям договора ОАО «Курганэнерго» приняло на себя обязательство перед ответчиком урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями, в том числе с ОАО «ШМКЭС».

Во исполнение обязательств перед ОАО «Энергосбыт» третье лицо направило в адрес истца проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии, который был заключен 28.11.2008.

Ответчик также указывает на то обстоятельство, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств оказания услуг, подтверждающих объем оказанных услуг по передаче электрической энергии ответчику.

Считает, что арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил довод истца о применении при расчете пункта 155 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, т.к. указанная норма права регулирует правоотношения субъектов розничного рынка электроэнергии по определению объема безучетного и бездоговорного потребления энергии непосредственно потребителем. Отношения по передаче электроэнергии указанный пункт не регулирует.

Также ОАО «Энергосбыт» полагает, что ОАО «ШМКЭС» необоснованно применило тариф при определении размера исковых требований. Таким образом, ОАО «Энергосбыт» считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены не усматривает.

ОАО «Курганэнерго» также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «ШМКЭС» - без удовлетворения (т.11 л.д.133-136).

В отзыве третье лицо пояснило, что ошибочное мнение истца о наличии у ОАО «Энергосбыт» обязанности по оплате напрямую ОАО «ШМКЭС» оказанных услуг по передаче электрической энергии сложилось без учета введенного в 2007 году на территории Курганской области Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области режима единых (котловых) тарифов (постановлением от 06.03.2007 N 4-1 «Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций, регулируемых энергосбытовых организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области» - далее постановление от 06.03.2007 N 4-1).

С 2007 года на территории Курганской области обеспечение потребителей электрической энергией осуществляется на основании договоров энергоснабжения. Гарантирующий поставщик (сбытовые организации), получая от потребителей плату за электроэнергию, поставляемую на основании заключенных между ними договоров, одновременно осуществляет сбор денежных средств за услуги по передаче электроэнергии. В интересах данных конкретных потребителей между ОАО «Энергосбыт» и ОАО «Курганэнерго» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 07.04.2007 N 1, по условиям которого третье лицо обязалось урегулировать отношения по передаче электроэнергии со смежными сетевыми компаниями. Во исполнение указанного договора ОАО «Курганэнерго» заключило договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с двадцатью смежными сетевыми организациями из существующих на территории Курганской области, кроме ОАО «ШМКЭС», которое от заключения такого договора уклонилось. Таким образом, поскольку действующей моделью тарифного регулирования не предусмотрено проведение расчетов за оказанные услуги непосредственно между ОАО «Энергосбыт» и сетевыми компаниями (кроме ОАО «Курганэнерго»), третье лицо полагает, что требования истца правомерно отклонены судом первой инстанции как незаконные.

Кроме того, ОАО «Курганэнерго» не признает обоснованным и довод истца относительно обоснованности применения им в расчете исковых требований тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 06.03.2007 N 4-1 «Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций, регулируемых энергосбытовых организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области» (приложение N 1).

В спорный период для истца был установлен единственный возможный к применению им тариф на услуги по передаче электрической энергии - индивидуальный тариф для расчета с ОАО «Курганэнерго» (приложение N 3 к постановлению N 4-1) по соответствующему договору между смежными сетевыми организациями, заключение которого в силу пункта 34 Правил недискриминационного доступа, является для них обязательным. Однако истец от исполнения обязанности по заключению договора, дающего возможность получать оплату своих услуг, уклонился.

Таким образом, по мнению третьего лица, применение в расчете исковых требований тарифа на услуги по передаче электроэнергии, установленного для других лиц, повлекло за собой правомерный отказ в удовлетворении иска.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ОАО «Курганская энергосбытовая компания» не явился (т.11. л.д.141-146).

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ОАО «Курганская энергосбытовая компания».

В судебном заседании 24.05.2010 судом объявлялся перерыв до 31.05.2010.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.

Законность оспариваемого судебного акта проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец ОАО «ШМКЭС» является смежной сетевой организацией по отношению к ОАО «Курганэнерго», оказывающей услуги по передаче электрической энергии, ответчик ОАО «Энергосбыт» - гарантирующим поставщиком.

Поставка электрической энергии ответчиком осуществляется по договорам энергоснабжения потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «ШМКЭС», изначально по сетям ОАО «Курганэнерго», а затем опосредованно по сетям ОАО «ШМКЭС» (т.1 л.д.22-25).

Между ОАО «Энергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ОАО «Курганэнерго» (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.04.2007 N 1 (т.1 л.д. 63-79), по условиям которого исполнитель обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, организовать передачу электрической энергии по сетям сетевых организаций, а гарантирующий поставщик обязуется оплачивать услуги исполнителя. Стоимость и порядок оплату услуг определяются разделом 8 договора (пункты 2.1, 2.3 договора).

В соответствии с условиями договора исполнитель взял на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии от точек приема (приложение N 2 договора) до точек присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, в интересах которых заключен договор - точек поставки (приложение N 1) к электрической сети исполнителя или сетевых организаций, качества и параметра которой должны соответствовать техническим регламентам (пункт 3.5.1 договора).

В силу пункта 3.4.4 договора исполнитель обязан обеспечить заключение и исполнение договоров на передачу электрической энергии с соответствующими последовательно присоединенными сетевыми организациями, технологически участвующими в передаче электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика. Информация о соответствующих сетевых организациях полежит включению гарантирующим поставщиком в приложение N 1 к настоящему договору по мере оформления соответствующих договоров. Оплата услуг по указанным договорам производится исполнителем.

Исполнитель обеспечивает передачу энергии потребителям в пределах величин пропускной способности электрических сетей исполнителя и сетевых организаций, технологически участвующих в доставке энергии (мощности) от точек приема до точек доставки (пункт 3.5.6 договора).

Поскольку ОАО «Энергосбыт» заключены договоры купли-продажи электрической энергии с потребителями, технологически подключенными к сетям ОАО «ШМКЭС», истец полагает, что ОАО «Энергосбыт» обязано обратиться к нему для заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителей.

Несмотря на то, что указанный договор с ОАО «Энергосбыт» заключен не был, истец, полагая, что он вправе взыскать с ответчика стоимость фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ОАО «Энергосбыт» 546 470 руб. 63 коп. долга за бездоговорное оказание услуг по передаче электрической энергии за период с 01.06.2007 по 01.07.2007 на основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 82 и 155 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (т. 1 л.д.3, т. 10 л.д. 1).

Суд первой инстанции, исходя из того, что в спорный период ответчик имел договорные отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии до своих потребителей с сетевой организацией ОАО «Курганэнерго», в соответствии со сложившейся схемой договорных отношений ответчик не являлся получателем услуг ОАО «ШМКЭС», фактически услуги по передаче электрической энергии оказывались смежной сетевой организацией ОАО «Курганэнерго», в удовлетворении исковых требований ОАО «ШМКЭС» отказал (т.11 л.д.73-79).

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах закона и материалах дела.

Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» установлено, что в течение переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо).

Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее - Правила) в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» внесены изменения.

Согласно внесенным изменениям «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» дополнены разделом II.1 «Порядок заключения и исполнения договоров между смежными сетевыми организациями»,

Пунктом 29.8 указанного раздела установлено, что при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2008 год и последующие годы ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). По решению федерального органа исполнительной власти по тарифам, принимаемому по обращению уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, указанная норма может быть применена при установлении тарифов на 2007 год. Указанное решение федерального органа исполнительной власти по тарифам о применении вышеназванной нормы при установлении тарифов на 2007 год принято приказом Федеральной службы по тарифам от 13.02.2007 N22-э/1 «О внесении изменений и дополнений в приказ ФСТ России от 12.12.2006 N375-э/17 «Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъектов Российской Федерации».

Согласно вышеназванному приказу Федеральной службы по тарифам от 13.02.2007 N22-э/1 в отношении Курганской области установлен правовой режим предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Согласно примечаниям к указанному приказу в Курганской области предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии установлены с учетом обеспечения равенства тарифов на одном уровне напряжения для всех потребителей услуг, принадлежащих к одной группе, независимо от того к сетям какой организации они присоединены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N168 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг изложены в новой редакции.

В соответствии с пунктом 42 новой редакции Правил при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с указанным пунктом Правил определен Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.

Названные Методические указания определяют порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей этих услуг (кроме сетевых организаций) независимо от того к сетям какой организации они присоединены, а также определяют порядок расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги.

Во исполнение поименованных нормативных актов Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области постановлением от 06.03.2007 N 4-1 «Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций, регулируемых энергосбытовых организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области» ввел правовой режим котловых тарифов в 2007 году (т.1 л.д.15-16, 47-55).

Во исполнение указанного постановления постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области постановлением от 29.05.2007 N 10-2 с 01.06.2007 признано утратившим силу постановление Департамента от 23.11.2006 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети» (т.1 л.д.57).

Тарифы для конечных потребителей (включающих в себя и стоимость услуг по передаче электроэнергии) были установлены Департаментом на 2007 год постановлением от 23.11.2006 N20-11.

В соответствии с пунктами 5, 6, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N530 гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.