ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 года Дело N А47-11485/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Пивоваровой Л.В. и Мальцевой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 апреля 2010 г. по делу N А47-11485/2009 (судья Сердюк Т.В.),

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Ново-Агро» (далее по тексту - ООО «Ново-Агро», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее по тексту - УФРС по Оренбургской области, регистрирующий орган, ответчик) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2004, дополнительного соглашения от 14.04.2009, выраженном в сообщении об отказе в государственной регистрации 322/014/2009-456 от 09.11.2009 (л.д. 6-8).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.03.2010 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, УФРС по Оренбургской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные исковые требования отклонить.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на нарушение судом норм материального права. Полагает, что заявителем в нарушение ст. 10 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-Ш-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области» к заявлению о государственной регистрации договора аренды не приложено сообщение, опубликованное в официальном печатном органе областной администрации - газете «Оренбуржье». В установленный срок необходимый документ заявителем не представлен. Судом неправильно применены нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, законе Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-Ш-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области (в редакции, действующей на момент подписания договора), согласно которых сообщения о сделках с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о сделках с долями в праве общей собственности подлежат публикации в официальных печатных органах областной, городских и районных администраций.

По ходатайству представителя подателя жалобы, поступившего через канцелярию апелляционного суда до начала судебного разбирательства, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 31.08.2009 N 220 «О реорганизации некоторых территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», наименование ответчика изменено на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области).

ООО «Ново-Агро» представило возражения на апелляционную жалобу, в которых указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Также ответчик в отзыве пояснил, что сообщение о проведении торгов опубликовано в Новотроицкой городской газете «Гвардеец Труда» в соответствии ст. 10 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-Ш-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области», действующей в редакции до внесения изменений Законом Оренбургской области от 04.05.2007 N 1158/245-IV-ОЗ. Сообщение о предоставлении земельного участка исходило от администрации г. Новотроицка, которая не указана в качестве органа власти, чьи акты подлежат опубликованию в газете «Оренбуржье» и не является нормативным актом. Отношения между ООО «Ново-Агро» и администрацией города Новотроицка возникли на основании договора аренды земельного участка, а не приватизации. Законодательное собрание Оренбургской области не уполномочено толковать законодательство, в связи с чем письмо Законодательного собрания Оренбургской области N 23-01/26 от 10.01.2007, на которое ссылается ответчик не является нормативным актом и не является обязательным в применении при регулировании возникших отношений.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца и ответчика.

Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, решением Городского совета депутатов города Новотроицка Оренбургской области от 06.04.2004 N 24 утвержден Порядок предоставления земельных участков в границах территории муниципального образования город Новотроицк (далее - Порядок) (л.д. 15, 16-30).

Из п. 2.3.5 Порядка следует, что на основании документов по формированию земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом публикует сообщение в местной печати о приеме письменных заявлений от заинтересованных в получении земельных участков юридических и физических лиц, после чего принимается решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) с опубликованием сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов).

17.04.2004 в районной газете «Гвардеец труда», являющей официальным печатным изданием муниципального образования по месту нахождения земельного участка, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, являющихся собственностью муниципального образования (л.д. 15-14).

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурса на право заключения договоров аренды земельных участков из земель бывшего совхоза им. Шевченко от 19.05.2004 срок подачи заявок на участие в конкурсе истек 17.05.2004, до истечения указанного срока подана 1 заявка, заявитель ООО «Ново-Агро», в связи с чем конкурс на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в границах земель бывшего совхоза им. Т.Г. Шевченко, для ведения сельскохозяйственного производства общей площадью 3442 га согласно проектам границ земельных участков признан несостоявшимся (л.д. 11).

Распоряжением главы города Новотроицка Оренбургской области от 24.06.2004 N 960р ООО «Ново-Агро» предоставлен на праве аренды участок общей площадью 1082 га с разрешенным использованием: ведение сельскохозяйственного производства. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 12).

12.07.2004 между Администрацией города Новотроицка (арендодатель) и ООО «Ново-Агро» (арендатор) на основании распоряжения главы города Новотроицка от 24.06.2004 N 960-р и протокола комиссии по проведению конкурса на право заключения договоров аренды земельных участков из земель бывшего совхоза им. Т.Г. Шевченко от 19.05.2004 заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 31-34).

Согласно условиям договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на праве аренды земельные участки с 01.07.2004 по 28.06.2005 общей площадью 1082 га, в том числе для ведения сельскохозяйственного производства (п. 1.1).

План земель, предоставленных в аренду (приложение 1) материалы дела не содержат.

Согласно кадастрового паспорта от 09.10.2008 N 42/08-01-2891 земельного участка номер 56:42:0104001:97, площадью 8880000(+)26074 кв.м. местоположение: Оренбургская обл., г. Новотроицк, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:42:0104001 внесен номер в государственный кадастр недвижимости 08.10.2008; предыдущие номера 56:42:0:48 (А), 56:42:0104001:96; номер участка преобразованного в результате выдела 56:42:0104001:97, номера участков, подлежащих снятию с кадастрового учета 56:42:0:48, 56:42:0104001:96 (л.д. 42).

03.03.2009 постановлением главы муниципального образования г. Новотроицка N 323-п утверждена площадь земельного участка с кадастровым номером 56:42:0104001:97, с местоположением: Оренбургская область, г. Новотроицк, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:42:0104001., площадь земельного участка считать 888000 кв.м.

Пунктом 2 указанного постановления внесены изменения в распоряжение главы города Новотроицка от 24.06.2004 N 960р, согласно которым пункт 2 изложен в новой редакции: «Предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Агро» на праве аренды, сроком по 01.07.2014 земельный участок с местоположением: Оренбургская область, Новотроицк, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:42:0104001, общей площадью 8880000 кв.м., с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 37).

Соглашением от 14.04.2009 к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2004 стороны внесли изменения в указанный договор аренды, согласно которым пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: «Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:42:0104001:97, общей площадью 88800000 кв.м., с местоположением: Оренбургская область, г. Новотроицк, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:42:0104001, для использования в целях: для ведения сельскохозяйственного производства. Настоящий договор заключен сроком по 01.07.2014 и вступает в силу с даты государственной регистрации в УФРС по Оренбургской области» (л.д. 38-40).

07.10.2009 УФРС по Оренбургской области уведомил ООО «Ново-Агро» о приостановлении государственной регистрации, в виду непредставления доказательств, подтверждающих публикацию сообщения в официальном областном печатном издании (л.д. 46).

09.11.2009 УФРС по Оренбургской области сообщением N 219 от 09.11.2009 отказано ООО «Ново-Агро» и Администрации муниципального образования город Новотроицк в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:42:0104001:97, площадью 8880000 кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д. 47-48).

Заявитель, считая вышеуказанный отказ регистрирующего органа незаконным, обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены на регистрацию все необходимые документы. Указав, что в соответствии со ст. 10, 11 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-Ш-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области» и подп. 5 п. 1 ст. 19.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в редакции, действующей в спорный период, предусматривает, альтернативный порядок опубликования сообщения, как одновременно в двух источникам официального опубликования, так и в одном из них. Однозначный вывод об обратном не следует из буквального толкования ст. 10 Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области».

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Согласно статье 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - «ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Согласно этой же норме права органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.

В силу названных статей, государственной регистрации подлежит договор аренды земельного участка.

В соответствии с абзацами 4 и 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Из уведомления УФРС следует, что ООО «Ново-Агро» отказано в государственной регистрации, поскольку не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации.

Проверяя представленные на государственную регистрацию перехода права собственности документы, суд первой инстанции исходил из следующего.

Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный на государственную регистрацию, заключен 12.07.2004.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные п. 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Порядок передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области определен Законом Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-Ш-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области».

Согласно пункту 4 ст. 7 вышепоименованного закона, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в официальных печатных органах областной, городских и районных администраций. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, если в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два или более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

В силу ст. 10 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-Ш-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области», в редакции, действующей на момент подписания договора) сообщения о сделках с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о сделках с долями в праве общей собственности подлежат публикации в официальных печатных органах областной, городских и районных администраций.

При таких обстоятельствах, требование Управления Россреестра по Оренбургской области о предоставлении на государственную регистрацию сообщения, опубликованного в официальном печатном органе областной администрации, которым в силу ст. 53 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 N 455/380-П-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» является газета «Оренбуржье», основано на законе.

Поскольку в установленный срок, необходимый документ заявителем на государственную регистрацию не представлен, то Управлением Россреестра по Оренбургской области правомерно отказано в государственной регистрации договора аренды.

Выводы суда первой инстанции о том, что подп. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что соответствующие сообщения опубликовываются в альтернативном порядке как одновременно в двух источниках официального опубликования, так и в одном из них, ошибочны, не основаны на нормах права.

Пунктом 2 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что нормы этой статьи (в том числе и подп. 5 п. 1) действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.

Из анализа пункта 2 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что положения, предусмотренные ст. 19.1 поименованного Закона имеют временный характер. На территории любого субъекта Российской Федерации их действие прекращается, если принят закон этого субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные в статье 19.1 Закона отношения. При этом законы субъектов Российской Федерации могут установить иные правила, чем предусмотренные статьей 19.1 Закона.

Суд в решении не привел эту норму Федерального закона и не применил ее в единстве и во взаимосвязи с положениями федерального законодательства.

Следовательно, суд, приняв во внимание требование п. 1 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не учел положения п. 2 этой же статьи. На момент подписания договора аренды субъектом Российской Федерации - принят Закон Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-Ш-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области», содержащий иные правила опубликования сообщения о сделках с земельными участками.

Учитывая, что заявителем на регистрацию договора аренды не предоставлен пакет документов, предусмотренный Законом о регистрации, то совокупность обстоятельств, необходимая для признания действий регистрирующего органа незаконными, не установлена.