• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2010 года Дело N А76-2310/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2010 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., судей Дмитриевой Н.Н., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарём судебного заседания Ермолиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МТ-Сервис» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2010 по делу N А76-2310/2010 (судья Мрез И.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью «МТ-Сервис» - Сиванькаева С.В. (доверенность от 15.04.2010 б/н),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска (далее - заявитель, пенсионный орган, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «МТ-Сервис» (далее - страхователь, ООО «МТ-Сервис», общество) о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафных санкций по результатам выездной налоговой проверки в общей сумме 2 998 032 руб. 29 коп.; из них: страховые взносы в сумме 2 040 818 руб., пени, начисленных за неуплату страховых взносов в размере 549 050 руб. 69 коп., штрафные санкции в размере 408 163 руб. 60 коп. Решением суда от 30.03.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе общество просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований учреждению отказать.

В обоснование апелляционной жалобы страхователь сослался на отсутствие оснований для доначисления и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указал на то, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Челябинской области от 29.09.2009 N15 признано недействительным арбитражным судом в части доначисления единого социального налога, а основания для начисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхования по этому решению инспекции одни и те же.

Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители учреждения не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие пенсионного орган

а.

В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах апелляционной жалобы в полном объеме, пояснил, что налоговую базу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС) определяет налоговый орган в ходе проверки, при этом объектом обложения страховых взносов на ОПС и базой для их исчисления являются объект налогообложения единого социального налога (далее - ЕСН) и налоговая база по ЕСН. Учреждение основывает свои требования на решении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Челябинской области от 29.09.2009 N15, тогда как это решение признано недействительным в части доначисления ЕСН по результатам рассмотрения арбитражного дела NА76-45478/2009. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2010 по делу NА76-45478/2009 вступило в законную силу 19.05.2010.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «МТ-Сервис» зарегистрировано в территориальном органе пенсионного фонда в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера N 084-002-0093147, а также состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган).

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «МТ- Сервис» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов и страховых взносов на ОПС за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 31.08.2009 N 10 и было вынесено решение от 29.09.2009 N 15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе налоговой проверки инспекцией установлено занижение налоговой базы для исчисления страховых взносов на ОПС за проверяемый период на сумму 14 577 269 руб. и неуплата страховых взносов на ОПС в сумме 2 040 818 руб.

На основании проведенной налоговым органом проверки, учреждением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 19.10.2009 N41, в котором отражены нарушения, предусмотренные Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

Экземпляр акта направлен страхователю почтой 22.10.2009 и был им получен 29.10.2009, о чем свидетельствует уведомление о вручении заказного письма (т.1,л.д. 110). Обществом были представлены возражения на акт, но на его рассмотрение страхователь не явился, в связи с чем, пенсионным органом акт рассмотрен в его отсутствие.

Решением учреждения от 23.12.2009 N 41 и уточненным решением от 24.12.2009 N 41/1 (т.1, л.д.113-116) общество было привлечено к ответственности по п.2 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» за неуплату страховых взносов на ОПС в виде штрафных санкций в сумме 408 163 руб. 60 коп., ему было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на ОПС в сумме 2 040 818 руб., пени по страховым взносам на ОПС в сумме 549 050 руб.

Учреждением в адрес общества направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней и штрафов от 23.12.2009 N 41 (т.1,л.д. 125).

Указанное требование страхователем оставлено без внимания.

28.12.2009 в адрес общества направлено уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней и штрафов 1 от 24.12.2009 N 41/1 (т.1, л.д.126). Согласно уточненного требования, сумма недоимки по страховым взносам на пенсионное страхование осталась прежней - 2 040 818 руб., сумма пени за несвоевременное перечисление страховых взносов на ОПС исчислена в размере одной трехсотой действующей в этот момент ставки рефинансирования Центрального Банка России в сумме 549 050 руб. 69 коп.

Неисполнение обществом требования об уплате задолженности по страховым взносам на ОПС в добровольном порядке, явилось поводом для обращения пенсионного органа в арбитражный суд.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из документального подтверждения оснований и суммы задолженности.

При правовой оценке материалов дела и доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам и уплату их ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

В соответствии со ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании. контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с Распоряжением Пенсионного фонда Российской Федерации N282р, Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации N 231@ «Об утверждении Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» контроль за правильностью начисления и за уплатой взносов в системе обязательного пенсионного страхования осуществляют налоговые органы.

По результатам проверок налоговые органы передают в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации материалы по результатам проверок в части начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п.2 ст.10 Закона об обязательном пенсионном страховании (в редакции, действующей в спорный период), объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в случае занижение налоговой базы по ЕСН налогоплательщик допускает и занижение базы по страховым взносам на ОПС.

Из решения инспекции от 29.09.2009 N15 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения следует, что занижение налоговой базы по страховым взносам на ОПС на сумму 14 577 269 руб. допущено в результате нарушений, описанных в разделе 2.3 акта проверки «Единый социальный налог».

В разделе 2.3 акты проверки изложены выводы налогового органа о создании ООО «МТ-Сервис» схемы по уклонению от уплаты налога путем выплаты начисленной заработной платы работникам через специально созданные для данных целей организации - обществ с ограниченной ответственностью «Персонал-Сервис» «Реалпромсистем», применяющих упрощенную систему налогообложения, а также установлена неуплата ЕСН в сумме 3 790 090 руб.

Следовательно, в данном случае основаниями доначисления ЕСН в сумме 3 790 090 руб. и страховых взносов на ОПС в сумме 2 040 818 руб. явились одни и те же обстоятельства, установленные выездной налоговой проверкой.

Между тем, решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2010 по делу N А76-45478/2009 решение инспекции от 29.09.2009 N 15 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить ЕСН за 2006-2008 годы в сумме 3 790 090 руб., пени в сумме 551 240 руб. 39 коп., налоговые санкции по п. 1 ст.122 НК РФ с учетом п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ в сумме 445 070 руб. 74 коп. признано недействительным.

Указанный судебный акт вступил в законную силу 19.05.2010 (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010).

При рассмотрении дела N А76-45478/2009 суды, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришли к выводам о том, что налоговым органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о создании налогоплательщиком схемы по уклонению от уплаты ЕСН.

Поскольку решением суда Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2010 по делу N А76-45478/2009 установлено отсутствие оснований для доначисления ЕСН, объект обложения страховых взносов на ОПС также отсутствует.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы общества признаются обоснованными, требования учреждения не подлежали удовлетворению. Судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. На основании п.1 ч.1 ст.270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с удовлетворением апелляционной жалобы относятся на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2010 по делу N А76-2310/2010 отменить.

В удовлетворении заявленных требований о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «МТ-Сервис» страховых взносов в сумме 2 040 818 руб., пеней, начисленных за неуплату страховых взносов в сумме 549 050 руб. 69 коп. и штрафных санкций в сумме 408 163 руб. 60 коп., Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска - отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью «МТ-Сервис» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 1 000 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий
судья
Н.А.Иванова
Судьи
Н.Н.Дмитриева
М.Б.Малышев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А76-2310/2010
Принявший орган: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 21 июня 2010

Поиск в тексте