ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2010 года Дело N А47-10263/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2010 года

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Богдановской Л.В., Серковой З.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Можаевой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.03.2010 по делу N А47-10263/2009 (судья Александров А.А.), при участии: Горбуновой Т.Я. представителя ООО «Межрегионгаз» по доверенности от 23.12.2009 в порядке передоверия, паспорт,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Межрегионгаз» (далее - общество, ООО «Межрегионгаз», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее - УФРС по Оренбургской области, управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным решения УФРС по Оренбургской области, выразившегося в сообщении об отказе в государственной регистрации от 07.10.2009 N 02/002/2009-492 и возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем государственной регистрации права собственности на газопровод межпоселковый п. Первомайский - с. Емантаево - д. Гавриловка - с. Авдеевка - с. Егорьевка Абдулинского района Оренбургской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области, общество с ограниченной ответственностью «Первомайский» (далее - Администрация МО Абдулинский район, ООО «Первомайский», третьи лица).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.03.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

УФРС по Челябинской области с решением суда первой инстанции не согласилось, в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что выводы суда о соблюдении установленного порядка отвода земельного участка под строительство, не основан на законе, поскольку в нарушение действующего законодательства в договорах аренды земельного участка N 1 от 01.08.2006 и N 2 от 01.07.2007 отсутствуют сведения о проведении государственного кадастрового учета земельного участка, в силу чего предмет договора аренды не определен, а договор является не заключенным. В нарушение п. 3, 6, 8 ст. 31, 29 Земельного кодекса Российской Федерации на государственную регистрацию не было представлено решение муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области о предоставлении земельного участка для строительства газопровода. Кроме того, отсутствуют доказательства соблюдения требований об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. В нарушение п. 2 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации на государственную регистрацию не были представлены сведения о наличии утвержденного проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения, на которых осуществлено строительство газопровода. Судом не указано на основании каких норм права пришел к выводу о том, что в целях государственной регистрации прав на линейное сооружение в качестве документа, заменяющего правоустанавливающий документ на земельный участок либо доказательство соблюдения установленного порядка отвода земельного участка для строительства может рассматриваться разрешение на строительство таких объектов недвижимости. Суд оценил распоряжение Администрации МО Абдулинский район от 10.10.2008 N 1118-р, которое не представлялось на государственную регистрацию, правовая экспертиза данного документа не проводилась. Вывод суда о том, что газопровод проложен по землям, находящимся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, не основан на доказательствах.

Распоряжением от 11.05.2010 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в связи отсутствием судьи Ермолаевой Л.П. ввиду болезни, произведена замена председательствующего судьи Ермолаеву Л.П. председательствующим судьей Румянцевым А.А.

Распоряжением от 10.06.2010 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в связи отсутствием судьи Карпачевой М.И., произведена замена судьи Карпачевой М.И. судьей Серковой З.Н.

Представитель ООО «Межрегионгаз» в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, не находит оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением администрации от 14.04.2006 N 292-р ООО «Межрегионгаз» разрешено выступить заказчиком при проектировании строительстве межпоселкового газопровода п. Первомайский - с. Емантаево - д. Гавриловка - с. Авдеевка - с. Егорьевка Абдулинского района Оренбургской области (л.д. 115 т. 1).

Пунктом вторым указанного распоряжения утвержден акт выбора земельного участка от 29.03.2006 для проектирования и строительства указанного межпоселкового газопровода (л.д. 116 оборот - 119 т. 1).

01.08.2006 и 01.07.2007 между ООО «Межрегионгаз» и Администрацией МО Абдулинский район подписаны договоры аренды N 1 и N 2, соответственно, получено разрешение на строительство от 04.03.2007 (л.д. 116-119, 92-110, 34 т. 1).

В соответствии с указанным разрешением ООО «Межрегионгаз» вправе осуществлять строительство межпоселкового газопровода высокого давления протяженностью 31.46 км., расположенного по указанному адресу.

18.11.2007 Администрацией МО Абдулинский район выдано ООО «Межрегионгаз» разрешение на ввод в эксплуатацию построенного межпоселкового газопровода пос. Первомайский - с. Емантаево - с. Гавриловка - с. Авдеевка - с. Егорьевка (л.д. 36 т. 1).

13.05.2009 ООО «Межрегионгаз» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрацией права собственности на указанный объект недвижимости (л.д. 84 т. 1).

Уведомлением от 22.05.2009 N 02/002/2009-492 УФРС по Оренбургской области сообщило ООО «Межрегионгаз» о приостановлении государственной регистрации до 21.06.2008 в связи с необходимостью предоставления заявителем дополнительных документов, подтверждающих предоставление земельного участка для строительства заявленного на государственную регистрацию объекта недвижимости (л.д. 42 т. 1).

07.10.2009 УФРС по Оренбургской области сообщило ООО «Межрегионгаз» об отказе в государственной регистрации права собственности спорного объекта (л.д. 48-51)

Заявитель, считая вышеуказанный отказ регистрирующего органа незаконным, обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного, по его мнению, права, поскольку отсутствие государственной регистрации соглашения нарушает права и законные интересы заявителя, так как препятствует осуществлению им экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие факт создания спорного объекта недвижимости, так как п. 1 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не требует предоставления на государственную регистрацию документы, подтверждающие представление земельного участка для строительства. Заявителем представлены на государственную регистрацию все необходимые документы, подтверждающие факт создания спорного объекта недвижимости. Доказательств признания договоров аренды недействительными в материалах дела отсутствуют. Установленный действующим законодательством порядок отвода земельного участка для строительства соблюден. Оспариваемое решение создает препятствия возникновению у общества законного права собственности на объект недвижимого имущества.

Данные выводы являются правильными основанными на нормах действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Согласно этой же норме права органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.

В соответствии с абзацами 4 и 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Из уведомления УФРС следует, что ООО «Межрегионгаз» отказано в государственной регистрации, поскольку не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации.

Проверяя представленные на государственную регистрацию перехода права собственности документы, суд первой инстанции исходил из следующего.

В статье 25 (части 4) Закона о государственной регистрации прав указано, что в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (пункт 1 статьи 25 Закона о госрегистрации).

В соответствии со статьей 3 Закона о госрегистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что выводы суда о соблюдении установленного порядка отвода земельного участка под строительство, не основан на законе, поскольку в нарушение действующего законодательства в договорах аренды земельного участка N 1 от 01.08.2006 и N 2 от 01.07.2007 отсутствуют сведения о проведении государственного кадастрового учета земельного участка, в силу чего предмет договора аренды не определен, а договор является не заключенным, подлежит отклонению.

Согласно статье 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами.

Строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме и соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В пунктах 1 и 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

Нормой п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.

Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта закреплен в п. 5 ст. 30 названного Кодекса и включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что были проведены землеустроительные работы по формированию земельного участка для строительства межпоселкового газопровода, определены его границы.

Таким образом, были установлены данные, позволяющие определить объект аренды земельного участка в границах, установленных землеустроительным делом.

Как обоснованно указал суд первой инстанции договор аренды земельного участка оспорен не был, действовал в период возведения объекта недвижимости, являлся основанием для выдачи разрешения на ввод межпоселкового газопровода в эксплуатацию.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отказа в государственной регистрации в связи с несоответствием договора аренды действующему законодательству не являются основанием для отмены решения суда.