ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2010 года Дело N А47-12257/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Мальцевой Т.В., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2010 по делу N А47-12257/2009 (судья Жарова Л.А.),

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление Росимущества в Оренбургской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее - ответчик) с заявлением о признании недействительным Сообщения об отказе в регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0224001:186, общей площадью 1888 кв.м., по адресу г. Оренбург, ул. Чкалова, дом N 70/1 и обязании зарегистрировать право общей долевой собственности Российской Федерации в размере 31052/47200 на указанный земельный участок.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2010 в удовлетворении требований отказано (л.д. 142-146 т.1).

Не согласившись с принятым решением, Управление Росимущества по Оренбургской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает право собственности Российской Федерации на земельный участок возникшим на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации как у собственника части помещений в здании, расположенном на данном земельном участке. Суд, отказывая заявителю в удовлетворении требований, необоснованно не применил подпункт 5 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определяющий принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости, а так же не применил положения ст. 124 Гражданского кодекса РФ, согласно которой Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений. Суд не учел положения п.3 ст. 36 Земельного кодекса РФ о том, что лица, которым на праве собственности принадлежат помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке имеют право на приобретение данного земельного участка в собственность.

Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 29.06.2010 наименование ответчика - Управление федеральной регистрационной службы по Оренбургской области заменено на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области).

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители участвующих в деле лиц, не явились. Управлением Росимущества в Оренбургской области представлено ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя.

На основании статей 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит Помещение N 1 на первом и втором этажах двухэтажного здания административного корпуса с гаражом литер ЕГ, общей площадью 483,3 кв.м. (номера на поэтажном плане на первом этаже N 1-11, 1а, 2а на втором этаже N 1-2, 2а, 3-15), расположенное по адресу: город Оренбург, улица Чкалова, дом N 70/1.

Обладателем права оперативного управления данным помещением является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 2 мая 2007 года сделана запись регистрации N 56-56-01/054/2007-170 (л.д. 41 т.1).

За муниципальным образованием «Город Оренбург Оренбургской области» зарегистрировано право собственности на Помещение N 1 (теплопункт), расположенное в подвале лит.Е одно-двухэтажного строения литер ЕГ с подвалом, общей площадью 251,3 кв.м (номера на поэтажном плане 2, 3, 4, 5, 6, 7), по адресу: город Оренбург, улица Чкалова, дом N 70/1 (л.д. 87 т.1).

08.09.2009г. между Администрацией г. Оренбурга и Управлением Росреестра в Оренбургской области заключено соглашение о распределении долей в праве на находящийся в пользовании земельный участок, согласно которому доля Российской Федерации определена в размере 31052/47200, доля муниципального образования определена в размере 16146/47200 (л.д.46 т.1).

29 сентября 2009 года Управление Росимущества в Оренбургской области и Муниципальное образование г. Оренбург обратились в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 56:44:0324001:186, местоположение которого установлено относительно ориентира административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: город Оренбург, улица Чкалова, дом N 70/1 (л. д. 69, 70 т.1).

09.10.2009 государственная регистрация прав на земельный участок Управлением Росреестра по Оренбургской области была приостановлена (л.д.58 т.1)

12.11.2009 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации и муниципального образования г. Оренбург отказано, по основанию абз. 4, 8,10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) о чем направлено Сообщение N 01/231/2009-71 (л.д.56 т.1). Полагая отказ в государственной регистрации права незаконным, Управление Роснедвижимости в Оренбургской области обратилось в суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, приходит к выводу об отмене судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого отказа в силу непредставления заявителем на государственную регистрацию необходимых для регистрации документов, а именно документов, являющихся основанием возникновения права на земельный участок, что в силу абз. 4, 8, 10 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации. Кроме того, судом сделан вывод о невозможности возникновения в порядке разграничения государственной собственности на землю права общей долевой собственности на земельный участок у двух субъектов публичного права.

Данные выводы суда следует признать ошибочными.

Абзацем 10 пункта 1 ст. 20 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным федеральным законом для государственной регистрации прав.

В силу п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Право муниципальной собственности согласно ст. 19 Земельного кодекса РФ возникает по тем же основаниям, с учетом наличия у субъектов Российской Федерации права принимать в соответствии с федеральными законами законы об отнесении земельных участков к муниципальной собственности.

Основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса, введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.

К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований (п. 3 ст. 3.1 Закона о введении Земельного кодекса).

По смыслу названных норм наличие на земельном участке зданий, строений сооружений, принадлежащих на праве собственности субъектам публичного права в силу п.1 и п. 3 ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ является основанием отнесения данного земельного участка к собственности указанных субъектов в порядке разграничения государственной собственности на землю.

Статьей 30.1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, (далее - Перечень) в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке,

Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона 21.07.1997 N 122-Ф установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Учитывая, что право собственности Российской Федерации и муниципального образования г. Оренбург на помещения в здании, расположенном на спорном земельном участке зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же учитывая, что иные, предусмотренные Перечнем документы, необходимые для регистрации права собственности на землю в порядке разграничения государственной собственности заявителями - Управлением Росимущества в Оренбургской области и Муниципальным образованием г. Оренбург были представлены, основания для отказа в регистрации права установленные абзацем 4, 8 10 п.1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ отсутствовали.

Ответчик в обоснование законности отказа в государственной регистрации права ссылается на то обстоятельство, что в качестве основания государственной регистрации заявителями при подаче заявления указано Соглашение об определении долей в земельном участке от 08.09.2009, которое, как правильно оценено судом первой инстанции, не может являться основанием возникновения права.

Действительно в соответствии с п.1 ст. 30.1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности на земельный участок.

Однако, апелляционный суд, учитывая, что право собственности Российской Федерации и муниципального образования г. Оренбург на земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю возникло в силу факта нахождения на данном земельном участке принадлежащего указанным субъектам объекта недвижимости и регистрирующим органом осуществляется регистрация уже возникшего права, а так же учитывая, что направленность воли указанных субъектов на регистрацию возникшего права вытекает, в том числе, из названного Соглашения, считает отказ по мотиву отсутствия в заявлении на регистрацию указания на норму ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ формальным. Требование нормы п.1 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусматривающей заявительный порядок регистрации прав в данном случае соблюдено в силу поступления в регистрирующий орган такого заявления. Вместе с тем трактовка регистрирующим органом норм п.1 ст.16 и п.1 ст. 30 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ как позволяющих отказать в регистрации в силу отсутствия указания в представленном заявлении на ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ как основания регистрации, при том, что из состава представленных документов усматривается, как факт возникновения права, так и воля сторон на его регистрацию в данном случае является недопустимой, поскольку ведет к затягиванию регистрации возникших прав по формальным причинам. Указанный недостаток заявления мог быть исправлен в ходе приостановления государственной регистрации путем разъяснения заявителю о необходимости указания в тексте подаваемого на регистрацию заявления положений ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, что регистрирующим органом произведено не было.

Выводы суда первой инстанции о невозможности возникновения в порядке разграничения государственной собственности на землю права общей долевой собственности публично-правовых образований, основан на неправильном толковании нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Действующее законодательство не содержит положений, запрещающих поступление имущества в общую долевую собственность субъектов права публичной собственности.

Норма ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ определяющая порядок разграничения государственной собственности на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности публично-правовых образований действительно не содержит указаний на земельные участки, занятые помещениями, что, однако, не свидетельствует о запрете на разграничение земель в такой ситуации.

Нежилое помещение является объектом недвижимости отличным от здания, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным. Какие-либо специальные нормы, регламентирующие порядок разграничения государственной собственности на земельные участки, занятые зданиями, помещения в котором принадлежат различным публично-правовым образованиям, отсутствуют.

Нахождение на неделимом земельном участке здания, помещения в котором принадлежат субъектам права публичной собственности различных уровней, обуславливает невозможность иного разграничения государственной собственности на землю как в порядке определения долей при проведении первоначальной государственной регистрации возникшего права собственности на земельный участок.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требования Управления Роснедвижимости в Оренбургской области о признании Сообщения об отказе недействительным по существу является требованием о признании незаконным отказа регистрирующего органа в проведении государственной регистрации права, поскольку Сообщение об отказе не является ненормативным правовым актом, а лишь оформляет действия по извещению заявителя об отказе в регистрации права. Данный отказ в соответствии с нормой п.5 ст. 2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ может быть обжалован в судебном порядке.

Учитывая, что представленные на государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок документы были необходимы и достаточны для проведения такой регистрации, отказ Управления Росреестра по Оренбургской области не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, и нарушает права заявителя как собственника земельного участка в силу чего требования заявителя о признании данного отказа незаконным подлежат удовлетворению.

По смыслу п. 4 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность двух или нескольких лиц при поступлении в их собственность неделимого имущества возникает одновременно, в силу чего государственная регистрация права общей собственности может быть произведена одновременно в отношении всех субъектов данного права.

В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Управление Росреестра по Оренбургской области произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности Российской Федерации и муниципального образования «город Оренбург» Оренбургской области возникшего в порядке разграничения государственной собственности на землю на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0224001:186, общей площадью 1888 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира административного здания, расположенного в границах участка. Адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Чкалова, дом N 70/1.

При этом суд усматривает, что при выполнении арифметических действий по определению долей в праве собственности на земельный участок сторонами Соглашения от 08.09.2009 допущена ошибка, в силу чего 0,0002 доли в праве собственности на земельный участок оказались не распределены. Суд апелляционной инстанции, учитывая незначительность данной ошибки, полагает возможным распределить указанные доли между сторонами соглашения в равном размере по 0,0001 доли в праве собственности на земельный участок каждому, в силу чего для Российской Федерации составит 31053/47200, доля муниципального образования г. Оренбург составит 16147/47200.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2010 по делу N А47-12257/2009 отменить.

Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в государственной регистрации права общей долевой собственности Российской Федерации и муниципального образования «город Оренбург» Оренбургской области на земельный участок кадастровым номером 56:44:0224001:186, местоположение которого установлено относительно ориентира административное здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: город Оренбург, ул. Чкалова, 70/1, общей площадью 1888 кв.м. незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области зарегистрировать право общей долевой собственности Российской Федерации в размере 31053/47200 и муниципального образования «город Оренбург» Оренбургской области в размере 16147/47200 на земельный участок кадастровым номером 56:44:0224001:186, местоположение которого установлено относительно ориентира административное здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: город Оренбург, ул. Чкалова, 70/1, общей площадью 1888 кв.м. в течение 30 дней с момента вынесения настоящего постановления. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbit

     Председательствующий
судья
Л.П.Ермолаева
Судьи
Т.В.Мальцева
В.В.Баканов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка