ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2010 года Дело N А76-2603/2010

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Ивановой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плотниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2010 по делу N А76-2603/2010 (судья Васильева Т.Н.), при участии: от открытого акционерного общества "Челябинское авиапредприятие" - Малёвой Ольги Михайловны (паспорт, доверенность от 10.03.2010 N 12),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Челябинское авиапредприятие» (далее - заявитель, общество, ОАО «Челябинское авиапредприятие») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, РО ФСФР России в УрФО) N 62-10-34/ПН от 28.01.2010 о назначении административного наказания, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в сумме 500000 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.04.2010 по настоящему делу заявленное требование удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания по делу N 62-10-34/ПН от 28.01.2010, вынесенное руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе о привлечении ОАО «Челябинское авиапредприятие» к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 500 000 руб.

Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что судом неправильно применены нормы материального права и выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование доводов жалобы считает, что обществом совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ.

По мнению административного органа указанное правонарушение нельзя назвать малозначительным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в связи с проводимым РО ФСФР России в УрФО контролем за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг в части раскрытия информации ОАО «Челябинское авиапредприятие», в ходе рассмотрения представленного ежеквартального отчета за 2 квартал 2009 года установлен факт отсутствия в сети Интернет http://www.ecki.ru публикации сведений о фактах, повлекших за собой разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов, выявленных по итогам 1 и 2 кварталов 2009 года (по данным формы N 2 бухгалтерской отчетности Общества за 2 квартал 2009 г, представленной в отчете, чистая прибыль за 6 месяцев 2009 года - 737 тыс. руб., чистая прибыль по данным бухгалтерской отчетности общества за 1 квартал 2009 года, представленной в ежеквартальном отчете за 1 квартал 2009 г. - 223 тыс. руб., следовательно, во втором квартале 2009 г. произошло изменение чистой прибыли общества более чем на 10%), а также факт отсутствия публикации в ленте новостей сообщения о существенном факте «сведения о фактах, повлекших за собой разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов», послужившие основанием для выдачи 26.10.2009 обществу предписания N62-09-СФ-08/41048, в соответствии с которым обществу в 30-дневный срок с момента получения предписания предписано: опубликовать в сети Интернет сообщение о существенном факте «Сведения о фактах, повлекших за собой разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов», выявленном по итогам 1 и 2 кварталов 2009 года, составленного по приложению 14 к Положению; опубликовать в ленте новостей сообщение о существенном факте «Сведения о фактах, повлекших за собой разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов»; представить в Региональное отделение документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания, которыми могут быть: скриншот страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающего то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающий размещение вышеуказанных документов общества в сети Интернет; скриншот страницы ленты новостей, информационного агентства, уполномоченного на раскрытие информации, с которым Обществом заключен договор; уведомление информационного агентства, уполномоченного Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, на распространение информации о публикации указанной информации (л.д. 15).

Не исполнение в установленный срок 02.12.2009 с учетом получения обществом предписания 02.11.2009, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 76), предписания регионального отделения N 62-09-СФ-08/41048 от 26.10.2009, непредставления указанных в нем документов подтверждающих раскрытие информации, послужило основанием для составления 03.12.2009 и 07.12.2009 актов о неисполнении (л.д. 109, 111).

Заместитель начальника отдела по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг РО ФСФР России по УрФО, при рассмотрении 14.01.2010 актов о неисполнении предписания, о не предоставлении документов во исполнение предписания, усмотрел в действиях ОАО «Челябинское авиапредприятие» наличие признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ и составил в отношении общества протокол об административном правонарушении (л.д. 63-64).

28.01.2010 постановлением РО ФСФР России в УрФО общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 500 000 руб. (л.д. 129-131).

Заявитель, считая постановление административного органа не соответствующим законодательству, нарушающим его права, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из малозначительности совершенного обществом правонарушения.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании ст. 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В силу ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как указано в п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.

На основании пунктов 5.3.6.1, 5.3.11 Положения о федеральной службе по финансовым рынкам, федеральная служба по финансовым рынкам, в том числе проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечного покрытия, рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.

В соответствии с пунктом 5.3.7 Положения о федеральной службе по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

Как следует из Приказа ФСФР РФ от 22.06.2006 N 06-69/пз-н "О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам", территориальный орган обеспечивает на соответствующих территориях выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), а также по защите прав акционеров и инвесторов.

В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 территориальный орган осуществляет в порядке, определяемом ФСФР России, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции ФСФР России, а также применяет меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации, обеспечивает раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводит проверки: эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, жилищных накопительных кооперативов; выдает предписания профессиональным участникам рынка ценных бумаг, эмитентам, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием, специализированным депозитариям ипотечного покрытия, жилищным накопительным кооперативам и бюро кредитных историй.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее Положение), регулирующее состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

На основании подпункта в) пункта 5.1. Положения предусматривает обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется, в том числе, на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Пунктом 6.1.1 Положения, предусмотрено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. На каждый существенный факт составляется отдельное сообщение (п. 6.1.5 Положения).

Согласно пунктам 6.2.1. (в), 6.2.4 Положения сообщениями о существенных фактах признаются, в том числе, сведения о фактах, повлекших за собой разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов. В форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о фактах, повлекших за собой разовое увеличение (уменьшение) размера чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов по сравнению с размером чистой прибыли или чистых убытков эмитента за отчетный период (квартал, год), предшествующий отчетному периоду, в котором произошел соответствующий факт (факты). Сообщения о таком существенном факте должно быть составлено по форме согласно Приложению 14 к настоящему Положению. Моментом наступления существенного факта считается дата составления финансовой (бухгалтерской) отчетности за отчетный период (квартал, год), в котором произошло увеличение чистой прибыли (чистых убытков) эмитента более чем на 10 процентов.

На основании пункта 8.6.3. Положения сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должно быть опубликовано в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО «Челябинское авиапредприятие» является лицом обязанным исполнять вышеприведенные выше нормы Положения, в частности осуществлять публикацию сообщения о существенном факте как в ленте новостей, так и на странице в сети Интернет, поскольку общество создано в процессе приватизации, а 28.06.1994 главным финансовым управлением Администрации Челябинской области зарегистрирован выпуск ценных бумаг, сопровождающийся регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций проспектом эмиссии этих акций, предусматривающего возможность размещения 34% ценных бумаг путем свободной продажи (на специализированном чековом аукционе).

Судом первой инстанции также установлено, что региональным отделением при проверке ежеквартального отчета общества за 2 квартал 2009 г., установлено: по данным формы N 2 бухгалтерской отчетности общества за 2 квартал 2009 г, представленной в отчете, чистая прибыль за 6 месяцев 2009 года - 737 тыс. руб., чистая прибыль по данным бухгалтерской отчетности общества за 1 квартал 2009 года, представленной в ежеквартальном отчете за 1 квартал 2009 г. - 223 тыс. руб.. Как правильно указал суд первой инстанции, во втором квартале 2009 г. произошло изменение чистой прибыли общества более чем на 10%, однако соответствующие сведения им опубликованы не были.

При проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг в части раскрытия информации в сети Интернет, административным органом в адрес общества 26.10.2009 направлено предписание N62-09-СФ-08/11048 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации путем опубликования на странице в сети Интернет и Ленте новостей информации Общества «Сведения о фактах, повлекших за собой разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 %», подтвердив опубликование путем предоставления указанных в предписании документов (скриншота) в 30дневный срок со дня получения предписания.

Факт вручения обществу данного предписания административным органом подтвержден наличием в деле копии почтового уведомления с отметкой о вручении корреспонденции 02.11.2009 (л.д. 76).

На странице сети Интернет и Ленте новостей в установленный срок не позднее 02.12.209 соответствующие сведения обществом опубликованы не были, документы в региональное отделение не представлены.

Как правильно установлено судом первой инстанции, материалы дела свидетельствуют о том, что 03.12.2009 сотрудниками РО ФСФР России в УрФО при осуществлении действий по поиску сообщения о существенном факте в сети Интернет на странице www.ecki.ru, определили отсутствие на 03.12.2009 соответствующих сведений, что подтверждается скриншотом страницы (л.д. 110), актом о неисполнении предписания (л.д. 109). Доказательства опубликования сведений представлены при составлении протокола, согласно которым опубликование произведено 11.12.2009.

Доказательств предоставления в Региональное отделение документов, подтверждающих опубликование сведений в сети Интернет (скриншот) в срок до 02.12.2009, обществом не представлено. Факт непредоставления документов, также подтверждается соответствующим актом (л.д. 111).

Как правильно отметил суд первой инстанции, поскольку обществом не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, предоставление документов (скриншота страниц) в подтверждение опубликования в сети Интернет и Ленте новостей Сведений, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Между тем суд первой инстанции принял обоснованное решение о малозначительности совершенного правонарушения.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).

Положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению.

Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 N 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Суд первой инстанции, установив факт совершения вменяемого предпринимателю правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, обоснованно пришел к выводу о признании его малозначительным.

Освобождением общества от уплаты штрафа, будет достигнута реальная цель воспитательного эффекта вынесенного решения, хотя устное предупреждение и не является видом административного наказания, но может быть учтено при совершении подобных правонарушений впредь.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.