ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2010 года Дело N А47-11620/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Столяренко Г.М., судей Бабкиной С.А., Серковой З.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Можаевой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, открытого акционерного общества «Оренбургуголь» и председателя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью «Оренбургугледобыча» Коршиковой Юлии Николаевны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2010 по делу N А47-11620/2009 (судья Сердюк Т.В.), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - Огурцова С.А. (доверенность от 20.01.2010), от открытого акционерного общества «Оренбургуголь» - Бояркина И.В. (доверенность от 14.07.2010),

У С Т А Н О В И Л:

Баталенко Валентина Федоровна (далее - Баталенко В.Ф.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - МИФНС России N 10 по Оренбургской области, регистрирующий орган) с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа от 02.07.2009 N 11631А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Оренбургугледобыча» (далее - ООО «Оренбургугледобыча») в связи с его ликвидацией. Заявление принято судом к производству, ему присвоен номер А47-11267/2009.

Впоследствии заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к МИФНС России N 10 по Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решения регистрирующего органа от 02.07.2009 N 11631А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Оренбургугледобыча» в связи с его ликвидацией, записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией за государственным номером 2095658294521, свидетельства о государственной регистрации серии 56 N 002840925. Заявление также принято судом к производству, ему присвоен номер А47-11620/2009.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.01.2010 дело N А47-11267/2009 и N А47-11620/2009 по заявлениям Баталенко В.Ф. и заместителя прокурора Оренбургской области объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А47-11620/2009 (т. 1, л.д. 83-84).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: ООО «Оренбургугледобыча», открытое акционерное общество «Оренбургуголь» (далее - ОАО «Оренбургуголь»), председатель ликвидационной комиссии ООО «Оренбургугледобыча» Коршикова Юлия Николаевна (далее - Коршикова Ю.Н.), Уханев Владимир Александрович (далее - Уханев В.А.).

Решением суда от 07.07.2010 производство по делу по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области в части требований о признании недействительными записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией за государственным номером 2095658294521 и свидетельства о государственной регистрации серии 56 N 002840925 прекращено. Решение МИФНС России N 10 по Оренбургской области от 02.07.2009 N 11631А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО «Оренбургугледобыча» в связи с его ликвидацией признано недействительным. Суд обязал МИФНС России N 10 по Оренбургской области исключить из ЕГРЮЛ запись от 02.07.2009 за регистрационным номером 2095658294521.

Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в апелляционных жалобах ОАО «Оренбургуголь» и председатель ликвидационной комиссии ООО «Оренбургугледобыча» Коршикова Ю.Н. просили отменить решение суда в части признания недействительным решения МИФНС России N 10 по Оренбургской области от 02.07.2009 N 11631А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Оренбургугледобыча», в удовлетворении требований в указанной части отказать. Податели апелляционных жалоб указали, что в регистрирующий орган в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц) были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, в связи с чем у последнего отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Оренбургугледобыча» в связи с его ликвидацией. Полагают, что заявителями пропущен трехмесячный срок для оспаривания решения регистрирующего органа, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению ОАО «Оренбургуголь» и Коршиковой Ю.Н., наличие кредиторской задолженности не исключает принятие регистрирующим органом решения о ликвидации общества. Никто из кредиторов ООО «Оренбургугледобыча» в ликвидационную комиссию с требованием о погашении задолженности не обращался, действия ликвидационной комиссии в судебном порядке оспорены не были. Кроме того, заявители считают, что факт нарушения прав лиц, обратившихся в суд с настоящим заявлением, не доказан.

Также не согласилась с принятым решением суда первой инстанции от 07.07.2010 МИФНС России N 10 по Оренбургской области. Регистрирующий орган просил названное решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что положения Закона о государственной регистрации юридических лиц не обязывают регистрирующий орган проверять достоверность ликвидационного баланса. Полагает, что судом первой инстанции не применены п. 4, 5 ст. 63, п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежащие применению, а также не принято во внимание, что заявителями пропущен трехмесячный срок для оспаривания решения регистрирующего органа. По мнению подателя апелляционной жалобы, удовлетворение требований не может способствовать защите прав заявителей, поскольку не повлечет их восстановление.

В отзыве Баталенко В.Ф. указала на необоснованность доводов подателей апелляционных жалоб, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Считает, что ликвидационной комиссией ООО «Оренбургугледобыча» в нарушение ч. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составлен до завершения расчетов с кредиторами.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание Баталенко В.Ф., Уханев В.А., Коршикова Ю.Н., заместитель прокурора Оренбургской области не явились.

С учетом мнения представителей МИФНС России N 10 по Оренбургской области и ОАО «Оренбургуголь», в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представители МИФНС России N 10 по Оренбургской области и ОАО «Оренбургуголь» поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 09.12.2008 внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Оренбургуголь» принято решение о ликвидации дочернего общества - ООО «Оренбургугледобыча» (т. 1, л.д. 14-16). На основании решения совета директоров ОАО «Оренбургуголь» от 21.04.2009 председателем ликвидационной комиссии назначена Коршикова Ю.Н. (т. 1, л.д. 17-18).

14.01.2009 в журнале «Вестник государственной регистрации» N 1 (206) опубликовано сообщение о принятии на внеочередном собрании акционеров решения о ликвидации ООО «Оренбургугледобыча». Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение двух месяцев по адресу: 456010, Оренбургская область, г. Тюльган, ул. Промышленная, д. 17.

15.06.2009 в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Оренбургугледобыча» (т. 1, л.д. 46).

25.06.2009 председатель ликвидационной комиссии ООО «Оренбургугледобыча» Коршикова Ю.Н. обратилась в МИФНС России N 10 по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, по форме Р 16001 (т. 1, л.д. 12-13). Согласно расписке, выданной регистрирующим органом, Коршиковой Ю.Н. к заявлению о государственной регистрации приложены: ликвидационный баланс ООО «Оренбургугледобыча», документ, подтверждающий представление сведений в управление Пенсионного фонда Российской Федерации, документ об уплате государственной пошлины от 16.05.2008 (т. 1, л.д. 10 оборот).

02.07.2009 МИФНС N 10 по Оренбургской области на основании документов, полученных от Коршиковой Ю.Н., принято решение N 11631А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО «Оренбургугледобыча» в связи с его ликвидацией, о чем выдано свидетельство серии 56 N 002840925 (т. 1, л.д. 11).

С заявлениями об оспаривании данного решения в арбитражный суд обратились Баталенко В.Ф. и заместитель прокурора Оренбургской области. Заявители сослались на то, что у ликвидируемого юридического лица на момент обращения с заявлением о государственной регистрации имелась непогашенная задолженность, сведения о которой отражены в ликвидационном балансе, составленном по состоянию на 31.03.2009. Кроме того, в ликвидационный баланс не были включены сведения по исполнительному листу, выданному на основании решения Тюльганского районного суда о взыскании в пользу Баталенко В.Ф. оплаты за время вынужденного прогула, морального вреда, а также сведения о наличии задолженности перед иными работниками ОАО «Оренбургугледобыча».

Баталенко В.Ф. и заместитель прокурора Оренбургской области указали, что ликвидационный баланс в нарушение ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации был утвержден ликвидационной комиссией до завершения расчетов с кредиторами, а регистрирующим органом - произведена государственная регистрация при ликвидации юридического лица.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным решения регистрирующего органа от 02.07.2009 N 11631А, суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Оренбургугледобыча» для государственной регистрации представлен ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения о кредиторской задолженности юридического лица. Указанные обстоятельства судом оценены как непредставление данных документов, что должно повлечь отказ регистрирующего органа в государственной регистрации ООО «Оренбургугледобыча» в связи с его ликвидацией.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда в указанной части.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов (п. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Материалами дела подтверждено, что все перечисленные выше документы представлены в регистрирующий орган, однако суд пришел к выводу о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе ООО «Оренбургугледобыча» ввиду неотражения в них суммы кредиторской задолженности Баталенко В.Ф. и Уханева В.А., которая ликвидатору не предъявлена, но наличие которой подтверждается иными доказательствами.

Указанный вывод суда основан на неправильном применении ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 20 - 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц.

В силу ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами, а также принимает меры к выявлению кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет утверждаемый участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации, промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Согласно ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Судом установлено, что в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационной комиссией 14.01.2009 в «Вестнике государственной регистрации» N 1 (206) опубликовано объявление о принятии общим собранием акционеров решения о ликвидации ООО «Оренбургугледобыча» с указанием срока предъявления требований кредиторами (в течение 2-х месяцев с момента публикации) и адреса места предъявления требований (т. 1, л.д. 89).

Факт направления ликвидационной комиссии для исполнения исполнительных документов, выданных кредиторам общества - Баталенко В.Ф., Уханеву В.А. (ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), равно как и факт предъявления (направления) ликвидационной комиссии самих требований кредиторов, материалами дела не подтвержден.

Таким образом, у ликвидационной комиссии отсутствовали основания для включения в ликвидационный баланс от 31.03.2009 требований указанных кредиторов, которые они в течение двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации общества не предъявили.

Доказательства, подтверждающие отказ ликвидационной комиссии от удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в порядке ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо уклонение от их рассмотрения, в материалах дела также отсутствуют.

Само по себе указание в ликвидационном балансе сведений о наличии кредиторской задолженности, при отсутствии доказательств предъявления кредиторами требований к должнику, не свидетельствует о представлении в регистрирующий орган недостоверных сведений.

Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания считать ликвидационный баланс ООО «Оренбургугледобыча» не представленным в связи с недостоверностью содержащихся в нем сведений. МИФНС России N 10 по Оренбургской области в данном случае в порядке ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказала законность принятого решения, заявители, в свою очередь, данные обстоятельства не опровергли.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителей у суда не имелось, решение суда от 07.07.2010 в части признания недействительным решения МИФНС России N 10 по Оренбургской области от 02.07.2009 N 11631А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Оренбургугледобыча» в связи с его ликвидацией подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 20 - 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц). В удовлетворении требований заместителя прокурора Оренбургской области и Баталенко В.Ф. в указанной части следует отказать.

Защита и восстановление нарушенных прав кредиторов, полагающих незаконными действия ликвидационной комиссии по невключению их требований в ликвидационный баланс, непринятию мер к их удовлетворению, может осуществлять путем предъявления иска к ликвидационной комиссии.

Производство по делу в части требований заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействительными записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией за государственным номером 2095658294521 и свидетельства о государственной регистрации серии 56 N 002840925 прекращено судом первой инстанции обоснованно. В этой части судебный акт отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2010 по делу N А47-11620/2009 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Оренбургугледобыча» в связи с его ликвидацией N 11631А от 02.07.2009, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за основным государственным номером 2095658294521 о ликвидации общества, взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области расходов по уплате государственной пошлины отменить.

В удовлетворении заявления заместителя прокурора Оренбургской области и Баталенко Валентины Федоровны в указанной части отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbit

     Председательствующий
судья
Г.М.Столяренко
Судьи
С.А.Бабкина
З.Н.Серкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка