ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2010 года Дело N А07-4795/2010

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Карпачевой М.И. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожариной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Старикова Алексея Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 июня 2010 г. по делу N А07-4795/2010 (судья Насыров М.М.), при участии: от индивидуального предпринимателя Старикова Алексея Владимировича - Костюкевич К.Б. (доверенность от 02.09.2010); от Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан - Султанова О.Р. (доверенность от 05.04.2010 N 8/874-13); от Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан - Андреева Ю.В. (доверенность от 12.08.2008 N 7-7955/М),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Стариков Алексей Васильевич (далее - заявитель, ИП Стариков А.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация, Администрация Г, г.Уфа), выраженных в письме Муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.02.2010 исх. N 3967, противоречащими ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и незаконными. Заявитель просит обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ИП Старикову А.В. проект договора купли-продажи (в собственность путем выкупа) земельного участка с кадастровым номером 02:55:01 09 10:0012 общей площадью 914 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Гурьевская, 3 а.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2010 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2010 (резолютивная часть объявлена 02.06.2010) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Стариков А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Податель апелляционной жалобы указывает на то обстоятельство, что на момент обращения ИП Старикова А.В. в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, решение Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан N 25/14 от 28.04.2010 не было принято и опубликовано, не вступило в законную силу, следовательно, не может применяться к правоотношениям сторон.

Кроме того, решение Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 28.02.2008 N 33/9 «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» N 42 от 04.02.2008. Поскольку отказ органа местного самоуправления был дан ранее издания нормативного правового акта о резервировании, данный отказ не соответствует требованиям статьей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» N 33/9 от 28.02.2009 не подлежит применению, поскольку не соответствует нормам действующего законодательства.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу. Доводы апелляционной жалобы считает необоснованными.

В судебном заседании представитель ИП Старикова А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда считает подлежащим отмене. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.05.2010 N 01/124/2010-327. Дополнительно пояснил, что из сведений, содержащихся в данном документе, следует, что на спорный земельный участок никаких ограничений и обременений не зарегистрировано.

Судом апелляционной инстанции выписка приобщена к материалам дела.

Представитель Администрации не согласился с доводами апелляционной жалобы. Решение суда считает законным. Дополнительно пояснил, что на момент обращения заявителя в Администрацию, спорный земельный участок уже был зарезервирован на основании решения Совета ГО г. Уфа. Представил суду на обозрение решение Совета ГО г. Уфа о резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа для муниципальных нужд от 23.04.2009. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: Постановления Главы администрации г. Уфы от 06.12.2004 N 4572, выкопировки из газеты «Вечерняя Уфа» с публикацией решения Совета ГО г. Уфа N 33/9 от 28.02.2008 «о резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа для муниципальных нужд».

Судом апелляционной инстанции данные документы приобщены к материалам дела.

Представитель Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает необоснованными. Решение суда считает законным. Пояснил, что в соответствии с генеральным планом развития г. Уфы спорный земельный участок был изъят из оборота с целью строительства на нем трамвайного депо, что и явилось основанием для резервирования спорного земельного участка. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела схемы резервирования, выданной из базы данных Главархитектуры 22.09.2010.

Судом апелляционной инстанции данный документ также приобщен к материалам дела.

Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из письменных материалов дела, 08.02.2010 ИП Стариков А.В. обратился с заявлением в адрес Администрации городского округа город Уфа о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:01 09 10:0012 общей площадью 914 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Гурьевская, 3 а, на котором расположено нежилое отдельно стоящее здание общей площадью 674,1 кв.м., принадлежащее заявителю на праве собственности согласно свидетельству о праве собственности от 02.04.2003 серии 02-УФ N272401.

Администрацией городского округа город Уфа в лице Муниципального учреждения «Земельное агентство г. Уфы» заявителю отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, так как земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.02.2008 N33/9.

ИП Стариков А.В., считая данный отказ незаконным, со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что в соответствии с действующим земельным законодательством испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте и в частную собственность не предоставляется. При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным акта органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Между тем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:01 09 10:0012 общей площадью 914 кв.м., незаконным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом, федеральными законами.

Как установлено ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 ЗК РФ).

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ).

Из письма Муниципального учреждения «Земельное агентство г.Уфы» N 3967 от 19.02.2010 об отказе в предоставлении земельного участка следует, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Как пояснил представитель Администрации в судебном заседании суда апелляционной инстанции, отказ в предоставлении спорного земельного участка принят надлежащим органом - МУ «Земельное агентство г. Уфы» по поручению Администрации ГО г. Уфа.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В силу п. 13 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Положениями п. 8 ст. 28 Федерального закона N178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества» также предусмотрено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Согласно положениям ст. 16 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.02.2008 N 33/9 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» в соответствии с пунктом 4 статьи 28, статьей 70.1, частью 12 статьи 85 ЗК РФ, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 16 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», с учетом утвержденной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 14/4 корректировки Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан, Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа Республики Башкортостан от 26.12.2006 N 20/17, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также недопущения предоставления в собственность земельных участков общего пользования зарезервированы земельные участки в границах, определенных приложением N 1 к настоящему решению, для муниципальных нужд на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 27074 га с ограничением предоставления их в собственность физическим или юридическим лицам на срок до 01.01.2011.

В частях 1 и 2 ст. 70.1 ЗК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд», предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Решение о резервировании было опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» от 04.03.2008 N 42 (10940). Данное обстоятельство следует из представленной представителем Администрации в суд апелляционной инстанции выкопировки из газеты «Вечерняя Уфа» с публикацией решения Совета ГО г. Уфа N 33/9 от 28.02.2008 «О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа для муниципальных нужд».

В связи с изложенным, отклоняется довод подателя апелляционной жалобы о том, что решение Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 28.02.2008 N 33/9 «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» N 42 от 04.02.2008.

Как следует из материалов дела, в границы земельного участка ориентировочной площадью 27074 га, указанного в границах резервирования, вошёл и испрашиваемый земельный участок.

Данное обстоятельство, в частности, следует из приложения N 2 к Решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.04.2009 N 15/7, в котором в перечне земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, обозначен также и земельный участок с кадастровым номером 02:55:01 09 10:0012. Данным решением были внесены изменения в Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.02.2008 N 33/9.

Обстоятельство резервирования земельного участка в силу п. 13 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона N178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества» является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка.

Довод подателя апелляционной жалобы том, что о решение Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» N 33/9 от 28.02.2009 не подлежит применению, поскольку не соответствует нормам материального права, отклоняется судом апелляционной инстанции.

На момент обращения ИП Старикова А.В. с заявлением в орган местного самоуправления, вступило в действие Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561. Согласно данному Положению, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как указано выше, Решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 28.02.2008 N 33/9 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», принято в соответствии с п. 4 ст. 28, ст. 70.1, ч. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 16 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», с учетом утвержденной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 14/4 корректировки Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан, Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа Республики Башкортостан от 26.12.2006 N 20/17, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также недопущения предоставления в собственность земельных участков общего пользования Совет городского округа город Уфа, о чем указано в преамбуле акта.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.04.2009 N 15/7 в перечне земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, обозначен также и земельный участок с кадастровым номером 02:55:01 09 10:0012. Данным решением были внесены изменения в Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.02.2008 N 33/9.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» N 33/9 от 28.02.2008 с внесенными в него изменениями и дополнениями не оспорено в установленном порядке и не признано недействующим.

Таким образом, в материалах дела не находит подтверждения обстоятельство несоответствия оспариваемого решения органа местного самоуправления закону и иному нормативному правовому акту, в связи с чем заявителями не представлены доказательства наличия совокупности элементов, предусмотренных ст. 198 АПК РФ в качестве основания для признания недействительным ненормативного правового акта.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. Поскольку в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой по настоящему делу составляет 100 руб., излишне уплаченная ИП Стариковым А.В. по квитанции ОАО «Уралсиб» от 12.07.2010 сумма государственной пошлины в размере 1900 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 июня 2010 г. по делу N А07-4795/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Старикова Алексея Владимировича - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Старикову Алексею Владимировичу из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции ОАО «Уралсиб» от 12 июля 2010 г. государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1900 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://rad.arbitr

     Председательствующий
судья
В.В.Баканов
Судьи
М.И.Карпачева
Л.В.Пивоварова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка