ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2010 года Дело N А76-7918/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Пивоваровой Л.В., Карпачевой М.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю.., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Андреева Николая Викторовича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2010 по делу N А76-7918/2010 (судья Михайлова Е.А.), при участии: от подателя жалобы - Кашиной Е.В. (доверенность от 22.01.2009), от истца Прокуратуры Челябинской области: Морозова Е.В. (удостоверение ТО N 071919),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Челябинской области (далее Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее Управление Росреестра по Челябинской области, ответчик) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:02:0814001:558; обязании Управления Росреестра по Челябинской области исключить запись о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка (т. 1 л.д. 4-8).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью «Виас», Администрация Аргаяшского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Аргаяшского муниципального района, Андреев Николай Владимирович, открытое акционерное общество «Русич Центр Банк», Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Челябинской области (далее Министерство, ООО «Виас», Администрация района, Комитет по управлению имуществом, Андреев Н.В., ОАО «Русич Центр Банк», ТУФАУГИ по Челябинской области, т. 1 л.д. 1-3,, т. 2 л.д. 45-46, л.д.. 112-113). Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2010 ФГУ «ЗКП» исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика (т. 1 л.д. 136).

До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которых заявитель просит признать недействительными действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области (далее ФГУ «ЗКП»), Управления Росреестра по Челябинской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:02:0814001:558; в качестве способа восстановления нарушенного права просит исключить запись о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка (т. 2 л.д. 124-125). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2010 года требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением Андреев Н.В., обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, указывая следующее. Судом необоснованно отказано в приостановлении производства по делу до рассмотрения Челябинским областным судом надзорной жалобы на решение Аргаяшского районного суда о признании недействительным постановления Главы администрации Аргаяшского района N 256 от 30.01.2009, т.к. податель жалобы не принимал участие в рассмотрении данного дела. Поскольку прокурор в заявлении по настоящему делу делает ссылку на указанный судебный акт, о принятии которого подателю жалобы стало известно лишь при рассмотрении настоящего спора, основания для отказа в приостановлении производства у суда отсутствовали. Считает, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к принятию судом неправильного решения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители Управления Росреестра по Челябинской области, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, общества с ограниченной ответственностью «Виас», Администрации Аргаяшского муниципального района, Комитета по управлению имуществом Аргаяшского муниципального района, открытого акционерного общества «Русич Центр Банк», Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Челябинской области не явились.

Прокурором Челябинской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что решение Аргаяшского районного суда вступило в законную силу. Процессуальное законодательство не содержит такого основания для приостановления производства по делу как рассмотрение надзорной жалобы по другому гражданскому делу.

Представитель ответчика ФГУ «ЗКП» в судебное заседание не явился, извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со статьями 123, 156, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных лиц.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 04.12.2001 в Единый государственный кадастр земель внесена учетная запись о земельном участке под кадастровым номером 74:02:08:03:19:33, расположенный по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, остров «Елинь» на озере Увильды, юго-западнее п. Сайма на 350 м., площадью 20 га, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенный вид использования: размещение туристического центра (т. 3 л.д. 21).

Земельный участок с кадастровым номером 74:02:0814001:0136 (предыдущий номер 74:02:08:03:19:33), площадью 17684,63 (+)( )35,1 кв.м. находится примерно в 350 м по направлению на юго-запад от ориентира п. Сайма, расположенного в границах участка, адрес ориентира: р-н Аргаяшский, остров Елинь на озере Увильды, категория земель - земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование для туритстско-рекреационной деятельности, фактическое использование - для размещения туристического центра (т. 3 л.д.20)

18.10.2001 постановлением N 729 главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области ООО «Виас» предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Челябинска область, Аргаяшский район, остров «Елинь» на озере Увильды, в 350 метрах по направлению на юго-запад от поселка Сайма с кадастровым номером 74:02:0814001:136, площадью 200000 кв.м., на 49 лет, для размещения туристического центра (т. 3 л.д. 13).

На основании указанного постановления 29.11.2001 между Администрацией района (арендодатель) и ООО «Виас» (арендатор) заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет (т. 3 л.д. 14-18).

Право аренды ООО «Виас» 29.12.2001 зарегистрировано в установленном законом порядке (т. 3 л.д. 12).

Постановлением главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области N 256 от 30.01.2009 земельный участок номер 74:02:0814001:136 разделен на шесть самостоятельных земельных участков площадью 63888 кв.м., 41800 кв.м., 19220 кв.м., 37802 кв.м., 17685 кв.м., 19605 кв.м. (т. 1 л.д. 18).

02.02.2009 Комитет по управлению имуществом обратился в территориальный отдел N 3 Управления Роснедвижимости по Челябинской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка (т. 1 л.д. 16-17).

Территориальным отделом N 3 Аргаяшского муниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на основании решения от 09.02.2009 (т.1, л.д. 9) и представленных заявителем документов: постановления главы Аргашского муниципального района Челябинской области N 256 от 30.01.2009, описания земельных участков, составленного ООО НПП «Урал», землеустроительного дела N 3084/02/08, утвержденного руководителем территориального отдела N 3 Управление Роснедвижимости по Челябинской области 17.12.2007 (т. 2 л.д. 4-30), в том числе, земельный участок кадастровым номером 74:02:0814001:558, площадью 19605 кв.м. поставлены на кадастровый учет (т. 1 л.д. 12-15, 16-35; т. 3 л.д. 23-26).

25.02.2009 ООО «Виас» на основании договора переуступки права аренды на земельный участок уступило права и обязанности на земельный участок с кадастровым номером 74:02:0814001:558, площадью 19605 кв.м. по договору аренды от 20.11.2001 в полном объеме Андрееву Н.В. (т. 3 л.д. 2-3).

Решением Аргаяшского районного суда от 03.02.2010 по делу N 25-10, оставленного без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.03.2010, признано недействительным постановление главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области N 256 от 30.01.2009 о разделении земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, полуостров «Елинь» на озере Увильды в 350 метрах по направлению на юго-запад от ориентира поселка Сайма, с кадастровым номером 74:02:0814001:136 площадью 200000 кв.м. на 6 самостоятельных участков площадью 63888 кв.м., 41800 кв.м., 19220 кв.м., 37802 кв.м., 17685 кв.м., 19605 кв.м. (т. 1 л.д. 50-55, 56-63)

Полагая, что действия по проведению кадастрового земельного учета земельного участка, входящего в охранную зону памятника природы озера Увильды являются незаконными и нарушают права и законные интересы субъекта Российской Федерации, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что озеро Увильды отнесено к Памятникам природы областного значения. Постановка на кадастровый учет спорного земельного участка для целей размещения туристического центра не соответствует целевому назначению озера Увильды и его охранной зоне. Издание постановления Главой Аргаяшского муниципального района о разделении земельного участка и последующие действия Управления Росреестра по Челябинской области по постановке его на кадастровый учет осуществлены в нарушение требований ст. 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации. У Администрации Аргаяшского муниципального района, как органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком, расположенным в охранной зоне памятника природы озера Увильды и являющимся собственностью Челябинской области. Решением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 03.02.2010 по делу N 25-10, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела постановление Главы Аргаяшского муниципального района от 30.01.2009 N 265 о разделении земельного участка признано недействительным. Ответчиками в нарушение Правил присвоение кадастровых номеров (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660) не была проведена надлежащим образом проверка имеющихся сведений в государственном земельном кадастре и полномочия лица, обратившегося с заявлением о постановке на кадастровый учет. Нарушенные права подлежат восстановлению путем обязания Управления Росреестра по Челябинской области исключить из Единого государственного реестра земель запись о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером земельного участка площадью 19605 кв.м. с кадастровым номером 74:02:0814001:558.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы могут быть федерального и регионального значения.

Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями установлен пунктом 7 статьи 2, пунктами 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21.01.1969 N 29 озеро Увильды отнесено к Памятникам природы областного значения.

Согласно пункту 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Границы памятника природы Челябинской области озера Увильды и его охранной зоны утверждены постановлением Законодательного собрания Челябинской области N 1995 от 22.12.2005.

Постановлением Правительства Челябинской области от 18.05.2006 N 113-п «Об утверждении Положения о Памятнике природы Челябинской области озере «Увильды» (далее Положение о памятнике природы озере «Увильды») в целях защиты Памятника природы от неблагоприятных антропогенных воздействий прилегающих к нему участков создана охранная зона, в границах которой запрещается градостроительная хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред памятнику природы окружающей природной среде или ухудшающая их состояние.

Земельный участок с кадастровым номером 74:02:0814001:558 полностью входит в охранную зону памятника природы озера Увильды.

Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе памятников природы.

На землях памятников природы, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В силу п.п. 1 п. 19 Положения о памятнике природы озере «Увильды» на территории охранной зоны запрещается отвод земельных участков под новое строительство, размещение новых дачных и садоводческих некоммерческих товариществ и других объектов.

Исходя из смысла действующего законодательства, земли в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте. На землях природных парков, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, предусмотрен прямой запрет деятельности, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов (п. 5 ст.27, п. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Установив, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:02:0814001:558 для целей размещения туристического центра не соответствует целевому назначению озера Увильды и его охранной зоне, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия Управления Росреестра по Челябинской области по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет осуществлены с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправлении, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участках в пределах их компетенции в силу ст. ст. 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о принадлежности памятника природы озера Увильды на праве собственности Челябинской области и об отсутствии у Администрации Аргашского района полномочий по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в охранной зоне указанного объекта, являются верными.

При этом, суд первой инстанции правомерно указал на решение суда Аргаяшского районного суда Челябинской области от 03.02.2010 по делу N 25-10, которым постановление главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 30.01.2009 N 256 о разделении земельного участка с кадастровым номером 74:02:0814001:136 на шесть самостоятельных участков, как имеющее преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела по существу (ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о применении к возникшим отношениям ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшем на момент осуществления кадастрового учета спорного участка.

Из письменных материалов дела следует, что земельный участок N 74:02:0814001:558 (предыдущий 74:02:0814001:558) поставлен на кадастровый учет 09.02.2009 года.

ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 17.05.2008).

Таким образом, с 1 марта 2008 года отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются ФЗ-221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 1, ч. 1ст. 48 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»)

Вместе с тем, ошибочные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решении (ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Одним из принципов ведения государственного земельного кадастра, закрепленного в ст. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» является обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений и сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Пунктами 7, 8, 9 части 1 статьи 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, в том числе, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости. Если объектом недвижимости является земельный участок, то с заявлением должны быть представлены копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель и копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Из решения Территорального отдела N 3 Управления Роснедвижимости по Челябинской области от 09.02.2009 о постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет следует, что государственный орган произвел проверку полномочий лица, обратившегося за постановкой участка на кадастровый учет и пакет документов, представленный для данной постановки и пришел к выводу об обращении с заявкой надлежащим лицом.

Между тем, суд, установил, что правообладателем земельного участка является субъект Российской Федерации - Челябинская область. Доказательств наличия у Комитета по управлению имуществом Аргаяшского муниципального района полномочий по распоряжению спорным земельным участком суду не представлено.

Таким образом, постановка земельного участка на кадастровый учет произведена Управлением Роснедвижимости по Челябинской области на основании документов, свидетельствующих о наличии спора о праве на данный земельный участок.