• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2010 года Дело N А47-3393/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13.10.2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Матвеевой С.В., Столяренко Г.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Можаевой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.07.2010 по делу N А47-3393/2008 (судья Федоренко А.Г.), при участии от открытого акционерного общества «Оренбургдорстрой» - Портовой А.С. (доверенность от 31.12.2009),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Оренбургдорстрой» (далее - общество «Оренбургдорстрой», истец, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в лице ликвидационной комиссии (далее - учреждение «Российский фонд федерального имущества», Фонд, первый ответчик), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, второй ответчик) о применении последствий недействительности ничтожной сделки: договора купли-продажи акций общества «Оренбургдорстрой» посредством публичного предложения от 07.03.2006 путем взыскания 5 670 500 руб. стоимости обыкновенных акций и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 224 513 руб. 70 коп. за период с 20.04.2006 по 30.04.2008.

Решением арбитражного суда от 03.10.2008 исковые требования удовлетворены в части взыскания с первого ответчика в пользу истца 5 670 500 руб. стоимости акций и 39 852 руб. 50 коп. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части исковых требований к первому ответчику отказано. В удовлетворении исковых требований ко второму ответчику отказано.

Решение вступило в законную силу 05.11.2008. На принудительное исполнение решения арбитражного суда взыскателю выдан исполнительный лист N162942 от 06.11.2008.

Для исполнения решения арбитражного суда взыскатель обратился с исполнительным листом в Федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации (далее - Казначейство России).

Казначейство России 25.06.2009 возвратило без исполнения исполнительные документы, поскольку участник бюджетного процесса с наименованием учреждение «Российский фонд федерального имущества» в реестре участников бюджетного процесса отсутствует, лицевые счета в органах Федерального казначейства не открыты, рекомендовал обратиться с заявлением о замене ликвидированного учреждения «Российский фонд федерального имущества» правопреемником - Росимуществом.

24.06.2010 взыскатель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о замене должника правопреемником.

Определением арбитражного суда первой инстанции от 27.07.2010 заявление о замене взыскателя удовлетворено.

В апелляционной жалобе Росимущество просит определение арбитражного суда отменить, в удовлетворении заявления о правопреемстве отказать.

В обоснование апелляционной жалобы приведен довод о том, что определение арбитражного суда о процессуальной замене противоречит решению арбитражного суда от 03.10.2008 по этому же делу в части возможности проведения универсального правопреемства Росимущества по обязательствам Фонда. Определение вынесено в нарушение статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, принимая оспариваемое определение, неправильно истолковал положения Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р «О ликвидации Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (далее - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N947-р) и Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (далее - Указ Президента от 12.05.2008 N 724). По мнению подателя апелляционной жалобы, пункт 4 вышеназванного Распоряжения о принятии Росимуществом имущества Фонда и его обязательственных прав, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, лишь определяют юридическую судьбу имущества, не устанавливая правопреемство Росимущества по обязательствам Фонда. Фонд не являлся федеральным органом исполнительной власти, передача его функций Росимуществу не является основанием для замены Фонда на Росимущество. До внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Фонда 12.03.2009 общество «Оренбургдорстрой» не воспользовалось правом на обращение в ликвидационную комиссию учреждения «Российский фонд федерального имущества» с требованием об исполнении обязательства, подтвержденного решением арбитражного суда от 03.10.2008. Поэтому обязательство ответчика перед истцом считается погашенным.

Общество «Оренбургдорстрой» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило определение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Взыскатель полагает, что суд обоснованно удовлетворил ходатайство о замене Фонда правопреемником. Требование в ликвидационную комиссию было направлено в установленные законом сроки.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель подателя апелляционной жалобы не явился.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя вышеназванного лица.

В судебном заседании представитель взыскателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области с учреждения «Российский фонд федерального имущества» в лице ликвидационной комиссии (далее - должник) в пользу общества «Оренбургдорстрой» (далее - взыскатель) взыскано 5 670 500 руб. стоимости обыкновенных акций в порядке применения последствий недействительности сделки на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и 39 852 руб. 50 коп. расходов по государственной пошлине.

Поскольку требования исполнительного листа N162942 от 06.11.2008 по состоянию на 24.06.2010 должником не исполнены, Фонд ликвидирован 12.03.2009, взыскатель обратился в арбитражный суд с заявлением о правопреемстве.

Удовлетворяя заявление взыскателя, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Росимущество является правопреемником Фонда, функции Фонда переданы Росимуществу.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.

В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в письме от 19.07.2004 г. N С1-7/уп-905, производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа, в названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов.

В пункте 1 устава учреждения «Российский фонд федерального имущества», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 925 «О Российском фонде федерального имущества» указано, что Фонд является федеральным государственным учреждением.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2004 N71 «О создании, реорганизации, и ликвидации федеральных государственных учреждений» решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N724 предписано преобразовать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, возложив на него функции учреждения «Российский фонд федерального имущества» по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 17 названного Указа федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с настоящим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Пунктом 19 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N724 Правительству Российской Федерации предписано уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом; определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом.

Во исполнение предписания Правительством Российской Федерации принято Распоряжение от 28.06.2008 N 947-р о ликвидации учреждения «Российский фонд федерального имущества» с 1 августа 2008 года.

Росимуществу в установленном порядке предписано принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов (пункт 4 вышеназванного распоряжения).

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления взыскателя о замене должника - учреждения «Российский фонд федерального имущества» новым должником - Росимуществом с распространением на последнего всех прав и обязанностей, возникающих в связи рассмотрением настоящего дела, поскольку иск вытекает из отношений, связанных с исполнением Фондом функций, переданных впоследствии Росимуществу.

Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что передача Росимуществу обязательственных прав Фонда, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов предусматривает только передачу прав требования, возникших у Фонда в результате исполнения им своих функций, а не устанавливает правопреемства по его обязательствам, противоречит пункту 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N724, которым предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с названным указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Довод подателя апелляционной жалобы о нарушении арбитражным судом статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, не может быть принят во внимание, поскольку решение арбитражного суда принято в период ликвидации Фонда, а правопреемство осуществлено арбитражным судом после исключения Фонда из единого государственного реестра юридических лиц.

При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 184, 185, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.07.2010 по делу N А47-3393/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.r

     Председательствующий
судья
З.Н.Серкова
Судьи
С.В.Матвеева
Г.М.Столяренко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А47-3393/2008
Принявший орган: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 13 октября 2010

Поиск в тексте