ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2007 года Дело N А12-8984/07-с40

Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2007года. Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2007 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бирченко А.Н., судей Жаткиной С.А., Тимаева Ф.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колчиной С.И., при участии в заседании:

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области, г. Волгоград - не явился, извещен надлежащим образом 28.11.2007, от общества с ограниченной ответственностью “База снабжения N77, г. Волгоград

- не явился, извещен надлежащим образом 27.11.2007, от третьих лиц:

администрации г. Волгограда- не явился, извещен надлежащим образом 27.11.2007,

Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда - не явился, извещен надлежащим образом 27.11.2007

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 - 15 августа 2007 года по делу N А12-8984/07-С40, принятое судьёй Романовым С.П., по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области, г. Волгоград к обществу с ограниченной ответственностью “ База снабжения N77”, г. Волгоград третьи лица: администрация г. Волгограда, г. Волгоград комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда о внесении изменений в договор аренды

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области, (далее - ТУ Росимущества по Волгоградской области), г. Волгоград обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “База снабжения N77” (далее - ООО “База снабжения N77”) г. Волгоград о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 29 сентября 2004 года N5497 (вводную часть, пункты 2.3, 2.4, 2.8, 2.10., в пункт “Юридические адреса сторон” и пункт 2.9 -исключить), заключенный между администрацией г. Волгограда и ООО “База снабжения N 77”, основывая исковые требования на статьях 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13-15 августа 2007 года по делу N А12-8984/07-С40 в удовлетворении иска отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что с требованием о внесении изменений в договор может обратиться лишь сторона по договору. На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.09.2005 N 1458-р к истцу перешли права на имущество, а не права по договору. В Едином государственном реестре прав зарегистрирован договор аренды, стороной которой является администрация г. Волгограда. Сведений о прекращении указанной записи и возникновения у ТУ Росимущества по Волгоградской области прав по договору в установленном законом порядке не представлено. Право собственности администрации г. Волгограда на земельный участок прекращено на основании акта государственного органа, что свидетельствует о прекращении ее обязательств по договору по основаниям статей 416, 417 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что обязательства администрации г. Волгограда, как стороны по договору прекратились, договор не может быть признан действующим на момент обращения истца с иском. Требование о внесении изменений в договор, утративший свою силу, противоречит нормам действующего законодательства, истцом избран неверный способ защиты нарушенных прав.

Не согласившись с принятым решением, ТУ Росимущества по Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое по делу N А12-8984/07-С40 решение от 13-15 августа 2007 года и принять новый судебный акт.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29 сентября 2004 года между администрацией г. Волгограда и ООО “База снабжения N77” был заключен договор аренды земельного участка N 5497, согласно которому арендатору в пользование за плату сроком с 09.06.2004 по 19.09. 2045 передан земельный участок из земель поселений, учетный номер 8-146-2, кадастровый номер 34:34:08 01 21:0003, площадью 3467 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград Красноармейский район, ул. Гремячинская,66.

Договор аренды в установленном законом порядке прошел государственную регистрацию, о чем имеется отметка в договоре и выписка УФРС по Волгоградской области из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.08.2006 01/076/2006-0530 (т.1, л.д.30).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю” и на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.09.2005 N1458-р (т.1, л.д.77), Российская Федерация зарегистрировала права собственности на вышеуказанный участок, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав (т.1, л.д.71-72,98-99).

В связи с изменением собственника арендуемого земельного участка , 16.10.2006 ТУ Росимущества по Волгоградской области обратилось к ответчику подписать дополнительное соглашение N 4 к договору аренды земельного участка от 29 сентября 2004 года N 5497 (т.1, л.д.43), касающееся изменения наименования арендодателя и изменения условий определения размера арендной платы, составленного на основании Отчета от 16.08.2006 N08/09-1 “По определению рыночно обоснованной величины арендной платы за земельный участок, находящийся по адресу: г. Волгоград, ул. Гремячинская, 66”, выполненного оценочной фирмой ООО ”Волгоград-Консалтинг” и, прошедшего в установленном порядке экспертизу в отделе оценки ТУ Росимущества по Волгоградской области (т.1, л.д.24-26). Согласно указанному отчету годовой размер арендной платы составляет 1335552 руб., а величина ежемесячной арендной платы за весь земельный участок без НДС определена111296 руб. Предложение об изменении условий договора было направлено в письменной форме ответчику, о чем в материалах дела имеется сопроводительное письмо и дополнительное соглашение N4 к договору от 29.09.2004 N5497. Ответчик, получив письмо от 16.10.2006 N10/7724 за подписью и.о. руководителя ТУ Росимущества по Волгоградской области и дополнительное соглашение N4 к договору от 29.09.2004 N5497, рассмотрел по существу предложенные истцом изменения к договору, изложенные в дополнительном соглашении N4 и, не согласившись с условиями в части определения механизма арендной платы и размера арендной платы 1335552 руб., письмом от 1 ноября 2006 года предложил уменьшить размер арендной платы (л.д. 33,т.1). Приведенные обстоятельства послужили основанием для предъявления рассматриваемого иска. Требование о порядке изменения условий договора, предусмотренное статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом было выполнено, поскольку предложение об изменении условий договора в письменной форме было направлено стороне по договору , которое было рассмотрено с представлением своих разногласий. Право на предъявление настоящего иска ТУ Росимущества по Волгоградской области обосновывает тем обстоятельством, что в настоящее время осуществлен переход права собственности на сданный в аренду земельный участок к Российской Федерации , а поэтому он как новый собственник предложил арендатору внести изменения в наименование арендодателя и внести изменения в договор аренды, предложив пункты договора следующего содержания:

1. Изложить вводную часть договора в следующей редакции: “В соответствии с Земельным кодексом РФ, на основании записи государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.03.2006 года N 34-34-01/041/2006-167, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области, именуемое в дальнейшем “Арендодатель”, с одной стороны, и ООО “База снабжения N 77”, рекомендуемое в дальнейшем “Арендатор”, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:” и далее по тексту договора.

2. Пункт 2.3. договора изложить в следующей редакции: «Годовой размер арендной платы за участок с 09.08.2006 года составляет 1335552 рублей (Один миллион триста тридцать пять тысяч пятьсот пятьдесят два рублей). 111296 (сто одиннадцать тысяч двести девяносто шесть) рублей в месяц без НДС.»

Годовой размер арендной платы определен на основании Отчета от 16.08.2006 N 08/09-1 “По определению рыночно обоснованной величины арендной платы за земельный участок, находящийся по адресу: г. Волгоград, ул. Гремячинская, 66”, выполненного оценочной фирмой ООО “Волгоград-Консалтинг”, прошедшего в установленном порядке экспертизу в отделе оценки Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области (Заключение от 25.09.2006 N 181 а/2006)”.

3. Пункт 2.4. договора изложить в следующей редакции:

“Арендная плата вносится Арендатором ежемесячно, равными долями в течение года, за текущий месяц - до 10-го числа текущего месяца, сумма арендной платы с 13.03.2006 по 01.11.2006 вносится Арендатором не позднее десяти дней с момента подписания настоящего Договора”.

4. Пункт 2.8. Договора изложить в следующей редакции:

“Размер арендной платы изменяется Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с действующими нормативными и иными актами путем направления арендатору уведомления. Арендатор считается извещенным об изменении размера арендной платы с момента получения уведомления.»

5. В пункте 2.9. договора второе предложение исключить.

6. Пункт 2.10. договора изложить в следующей редакции:

“Перечисление денежных средств осуществляется на счет Управления федерального казначейства по Волгоградской области путем заполнения полей платежных документов в следующем порядке:

“Получатель” - УФК по Волгоградской области (ТУ Росимущества по ' Волгоградской области)

ИНН - 3444112640, КПП - 344401001

“Банк получателя” - ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград, “БИК” - 041806001, “Сч. N” - 40101810300000010003, код бюджетной классификации - 166 111 05 021 01 0000 120, ОКАТО - по месту положения земельного участка. “Назначение платежа” - арендная плата за землю (пени) по договору (N, дата)”.

Не реже одного раза в три месяца Арендатор проводит с арендодателем сверку расчетов по арендной плате за землю”.

7. Пункт “Юридические адреса сторон” изложить в следующей редакции: “Реквизиты Сторон:

Территориальное Управление

Федерального агентства по управлению

федеральным имуществом по

Волгоградской области,

400131, г. Волгоград.

пр.им. В. И. Ленина, 15

тел. 38-86-44, факс 38-50-00

р/с 40105810500000010142

в ГРКЦ ГУ Банка России по

Волгоградской области г. Волгоград

БИК 041806001 ИНН 3444112640

ООО “База снабжения N 77”

400087, г .Волгоград, ул. Невская, 13А, Тел/факс (8442) 37-98-19, 37-77-83

ИНН 3444079696, КПП 344401001

р/с 40702810700500141152 в Волгоградском филиале Банк ОАО “Возрождение”

г. Волгограда, к/с 30101810800000000824, БИК 041806824, ОКПО 50519345

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодателем может быть либо собственник сдаваемого в аренду имущества, либо управомоченное им или законом лицо.

В соответствии со ст.617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11 января 2002 года N 66 “ Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой” в п.23 дано разъяснение, что при перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду, а поэтому довод суда первой инстанции о том, что на момент обращения истца в суд с настоящим иском договор не может быть признан действующим, несостоятелен.

В силу статей 450,451 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в связи с существенным изменением обстоятельств , из которых стороны исходили при заключении договора.

Истец, представил Отчет от 16.08.2006 года N 08/09-1 “По определению рыночно обоснованной величины арендной платы за земельный участок, находящийся по адресу:

г. Волгоград, ул. Гремячинская, 66” и заключение ТУ Росимущества по Волгоградской области от 25.09.2006 N 181а/2006 (т.1, л.д.20-25), согласно которым размер арендной платы по договору аренды от 29.09.2004 N5497, составил по состоянию на 09.08.2006 - 111269 рублей в месяц.

В исковом заявлении истец указывает, что размер годовой арендной платы за земельный участок по договору аренды от 29.09.2004 N5497 на 2004 год составил 425920,95 руб в год, с 12.08.2005 -21738,09 руб., а на основании решения Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N29/590 “ Об утверждении размеров ставок арендной платы за землю на 2006 год”, размер арендной платы с 31 марта 2006 года установлен 24997,07 руб в год. Однако обоснование изменения механизма определения величины арендной платы в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, а не на основании решения Волгоградской городской Думы “Об утверждении размеров ставок арендной платы на землю” на соответствующий год, как было определено договором, истец никаких документов не представил, кроме как ксерокопию Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 891 “О мерах по обеспечению поступления в Федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества”, в котором (п.4) установлен порядок внесения арендных платежей за пользование арендуемым федеральным недвижимым имуществом - не позднее 10 числа отчетного месяца, как и предлагается внести изменения в пункт 2.4. договора .

В обоснование исковых требований истец ссылается на Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” от 29.07.1998 N135-ФЗ.

Федеральным законом от 25.10.2001 N137-ФЗ на территории Российской Федерации введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации, который устанавливает принцип платности за пользование землей в РФ.

Статьями 22, 65 Земельного кодекса РФ регламентированы условия и критерии взимания арендной платы за землю.

На основании статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельные налоги (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются в соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При этом статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает , что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором. Общие начала и определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Договором аренды от 29.09.2004 N5497 определен механизм и порядок определения арендной платы за землю исходя из утвержденных в установленном порядке размеров базовых ставок арендной платы, с применением коэффициентов к базовым ставкам, на основании полномочий органов местного самоуправления , как требует действующее законодательство, а поэтому применения иного механизма определения величины арендной платы, основанных на Федеральном законе “Об оценочной деятельности в РФ”, истец с учетом требований 450,451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не обосновал и не доказал.

Величина арендной платы на основании Отчета оценщика от 16.08.2006 N 08/09-1 является рыночной и носит рекомендательный характер. При ее величине не применялись иные базовые ставки, чем в договоре, или повышающие коэффициенты в соответствии с федеральными законами.

Поскольку на момент заключения договора аренды Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” действовал и стороны в договоре предусмотрели иной механизм (условия, порядок, сроки) изменения цены договора, а указанный в Законе порядок не является обязательным и носит рекомендательный характер, следовательно, изменение цены по договору после его заключения возможно только по основаниям, предусмотренным законом. Истец не сослался на Закон, принятый после заключения договора, который представляет ему право и устанавливает механизм одностороннего изменения цены по договору путем направления соглашения.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.08.2003 N1163-р, в которой сформулирована необходимость перехода к рыночным механизмам определения ставок предоставляемого в аренду федерального недвижимого имущества также носит рекомендательный характер и не является актом, устанавливающим или регулирующим ставки арендной платы применительно к части 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в связи с отсутствием основания для внесения изменения в договор в силу закона и непредставлением обоснований и доказательств , предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, плата за пользование арендованным земельным участком должна быть проведена в соответствии с условиями действующего договора. Учитывая, что ответчик оспаривает по дополнительному соглашению только пункты, касающиеся размера арендной платы и механизма ее определения, остальные пункты дополнительного соглашения N4 могут быть приняты.

В силу статьи 608 ГК РФ арендодателем по договору является собственник имущества, поэтому требование истца о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 29 сентября 2004 года N5497 , заключенный между администрацией г. Волгограда и ООО “База снабжения N77”, о замене в договоре арендодателя правомерно, поэтому вводную часть договора следует принять в редакции дополнительного соглашения N4.

Пункт 2.3. - следует принять в редакции действующего договора аренды, ответчик оспаривает механизм определения размера арендной платы, предлагаемый дополнительным соглашением N4.

Пункт 2.4.- следует принять в редакции дополнительного соглашения N4 ,изменив вместо слов “…. с момента подписания Договора” на слова следующего содержания “ с момента вступления постановления арбитражного апелляционного суда в законную силу”.

Пункт 2.8.-следует принять в редакции дополнительного соглашения N4, ответчик не оспаривает данный пункт договора.