ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2007 года Дело N А06-5634/07-15

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2007 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В., судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко И.А., при участии в заседании:

от Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» - Кузнецова Т.В., доверенность N819 от 06.12.2007 года,

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области - не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области на решение арбитражного суда Астраханской области от 26 октября 2007 года по делу N А06-5634/07-15, принятого судьей Д.Н. Блажновым, по заявлению Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» в лице Камызякского филиала г. Камызяк, Астраханская область к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области (Управление Роснедвижимости по Астраханской области), г. Астрахань об отмене постановлений по делам об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением об отмене постановлений N77/61-07, N78/62-07, N79/63-07, N80/64-07 от 29.08.2007 года, вынесенных заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Астраханской области Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области.

Определением суда от 11.10.2007 года требование заявителя о признании незаконным постановления административного органа от 29.08.2007 года по делу N 79/63-07 выделено в отдельное производство в рамках арбитражного дела N А06-5837/2007-15.

Решением суда первой инстанции от 26.10.2007г. признаны незаконными и отменены постановления от 29.08.2007 г. по делам: N 77/61-07; N 78/62-07; 80/64-07, вынесенные заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Астраханской области Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области о назначении Федеральному государственному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» административных наказаний в виде штрафов в размере 10 000 рублей по каждому постановлению.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области не согласно с принятым решением суда первой инстанции, поэтому обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области не явилось, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие административного органа. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о рассмотрении апелляционной жалобы Управления в отсутствие административного органа, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства (уведомление 97870).

Федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия основывается на следующем.

Как следует из материалов дела, исследованных судом первой инстанции, в период с 18.07.2007 года по 31.07.2007 года на основании распоряжения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства от 17.07.2007 г. N 115-р (л.д.48 том 1) заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Астраханской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» на следующих земельных участках.

На земельном участке, площадью 523235 кв.м., расположенном по адресу: Астраханская область, Камызяский район, около с. Трехизбинка, используемом для эксплуатации межхозяйственной оросительной сети.

В ходе проверки установлено, что заявитель использует часть земельного участка площадью 180 235 кв.м. без оформленных в установленном порядке документов землепользования.

На земельном участке площадью 2991 кв.м., расположенном по адресу: Астраханская область, Камызякский район, около с. Трехизбинка, используемом под эксплуатацию насосной станции N 2 и распределительной камеры (НС-2-69).

В ходе проверки установлено, что заявитель использует данный земельный участок без оформленных в установленном законом порядке документов землепользования, в связи с изменением собственника, а именно возникновения право собственности на земельный участок у Российской Федерации.

На земельном участке, площадью 3574 кв.м., расположенном по адресу: Астраханская область, Камызякский район, совхоз «Семибугоринский» около с. Трехизбинка на берегу р. Широкая, используемом под эксплуатацию насосной станции N 5 (НС-5-69).

В ходе проверки установлено, что заявитель использует данный земельный участок без оформленных в установленном законом порядке документов землепользования, в связи с изменением собственника, а именно возникновения право собственности на земельный участок у Российской Федерации.

По окончании проверок 27.07.2007 г. административным органом были составлены протоколы об административном правонарушении по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.80, 136 том 1 и л.д.8 том 2), на основании которых 29.08.2007 г. административный орган постановлениями по делу об административных правонарушениях: N 77/61-07; N 78/62-07; 80/64-07 наложил на ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» административные наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей по каждому постановлению (л.д.11, 14, 20 том 1).

Признавая постановления административного органа незаконными, суд первой инстанции указал на малозначительность совершенного правонарушения.

Судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции правомерным, по следующим основаниям.

Распоряжением главы администрации Семибугровского сельского Совета от 08.12.1992 года N 9 «О проведении перерегистрации всех пользователей на территории сельского Совета» (л.д.23 том 1), заявителю 15.12.1992 года были выданы свидетельства о праве собственности на землю, находящуюся под межхозсетями и насосными станциями: N: 183; 184; 185 (л.д.34-36 том 1). Данные свидетельства соответствуют форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2005 года N 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если они выданы после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как правомерно указал суд первой инстанции, свидетельства о праве собственности на землю были выданы заявителю 15.12.1992 года, и исходя из требований вышеназванной нормы утратили статус действительных и в настоящее время не имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Письмом N 584 от 19.11.2003 года ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» сообщило главе администрации Камызякского района, что при подготовке землеустроительных дел для разграничения государственной собственности на землю выявлено несоответствие площадей земельных участков, указанных в вышеназванных свидетельствах о праве на землю и площадей, установленных при полевом координировании.

Постановлением главы администрации Камызякского района от 02.12.2003 года N 495 утверждались материалы межевания данных земельных участков, расположенных под межхозсетями и насосными станциями.

Согласно пункту 1.3 Устава федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» данное Учреждение финансируется из федерального бюджета, в связи с чем, после разграничения права государственной собственности на землю заявитель начал принимать меры для получения из федерального бюджета денежных средств для оформления правоустанавливающих документов на спорные земельные участки.

02.07.2007 года Камызякским филиалом ФГУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» заключен договор N 12 о межевании земельных участков, работы по межеванию были приняты по акту приемки выполненных землеустроительных работ по межеванию границ земельного участка.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Согласно статье 10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

С учетом вышеназванной правовой нормы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право распоряжения не разграниченными государственными землями, на которые отсутствует государственная регистрация права собственности, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных образований со статусом муниципальных районов и городских округов. Указанное законоположение не исключало возможности заявителя обратиться за предоставлением земельного участка (оформлением правоустанавливающих документов) в администрацию муниципального образования еще до разграничения государственной собственности на землю.

Таким образом, административный орган правомерно усмотрел в бездействиях заявителя признаки составов административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Однако, как указал суд первой инстанции, использование заявителем спорных земельных участков без надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов на них, не повлекло вредных последствий и не представляет существенного нарушения охраняемых общественных интересов. При этом суд правомерно исходил из следующего.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как установлено судом первой инстанции, административным органом не представлено доказательств, что земельный налог за использование земельных участков уплачивается заявителем не в полном размере. Следовательно, не опровергнуты пояснения заявителя об уплате земельного налога исходя из площади земельных участков, указанной в кадастровом плане от 15.07.2004 года N 25/04-1126, т.е. с учетом уточненного размера площади.

Кроме того, изначально на данные земельные участки заявителю выдавались вышеуказанные свидетельства о праве на землю, которые являлись надлежащими правоустанавливающими документами и утратили статус действующих в связи с изменениями в законодательстве.

Согласно письму и.о. главы администрации Муниципального образования «Семибугорский сельсовет» земельные участки, предоставленные ФГУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» в постоянное (бессрочное) пользование распоряжением главы администрации Семибугорского сельского совета N 9 от 08.12.1992 года, до настоящего времени используются в установленных границах, увеличения площадей не производилось.

Таким образом, самовольного захвата дополнительных частей земельных участков заявителем не производилось.

Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.

Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела, Федеральным государственным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» предприняты меры на устранение допущенных нарушений норм действующего законодательства, а именно, 19.11.2007 года заявителем зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2991 кв.м., расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, массив 0-69, на берегу р. Трёхизбинка, а также на земельный участок площадью 3574 кв.м., расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, массив 0-69, на берегу р. Широкая.

Согласно требованиям пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

На основании пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года N 10 если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

С учетом требований вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконными и отмене постановлений от 29.08.2007 г. по делам: N 77/61-07; N 78/62-07; 80/64-07, вынесенных заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Астраханской области Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области о назначении Федеральному государственному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» административных наказаний в виде штрафов в размере 10 000 рублей по каждому постановлению.

Оснований для переоценки выводов суда у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2007 года по делу NА06-5634/2007-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
Т.В.Волкова
Судьи
С.Г.Веряскина
Н.В.Луговской

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка