• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 года Дело N А06-4454/2007-24

Резолютивная часть постановления объявлена «10» января 2008 года Полный текст постановления изготовлен «14» января 2008 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борисовой Т.С., судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сальниковой Д.А., с участием:

представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Астрахани по доверенности от 09.08.2007 г. N 02-31/16700 Красновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Астрахани, г. Астрахань,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от «02» ноября 2007 года по делу N А06-4454/2007-24, принятое судьей Плехановой Г.А., по заявлению открытого акционерного общества «РР Оффшор», г. Астрахань, к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Астрахани, г. Астрахань,

о признании недействительным решения налогового органа N 11-26 от 18 июля 2007 года (в части),

У С Т А Н О В И Л:

Открытое Акционерное Общество «РР Оффшор» (далее - ОАО «РР Оффшор», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Астрахани (далее - ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани) N 11-26 от 18 июля 2007 года в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 84207,54 руб., доначисления сумм налога на добавленную стоимость в размере 1773796,69 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 158057,28 руб. В обоснование заявленных требований ОАО «РР Оффшор» указало, что налогоплательщик, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 153, подпункта 2 пункта 1, пункта 2 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, основываясь на утвержденной ОАО «РР Оффшор» учетной политике применил курс Центрального банка Российской Федерации на дату подписания заказчиками актов приема-сдачи выполненных работ. По мнению ОАО «РР Оффшор», применение налоговым органом курса Центрального банка Российской Федерации на дату фактического поступления авансового платежа противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании суда первой инстанции ОАО «РР Оффшор» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации внесло дополнение к заявлению, в котором указало, что общество считает, что налоговым органом нарушен порядок проведения выездной налоговой проверки, порядок рассмотрения материалов проверки, что является основанием для признания оспариваемого решения недействительным. Судом указанное дополнение к заявлению принято.

Решением суда первой инстанции от 02 ноября 2007 года требования ОАО «РР Оффшор» удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 ноября 2007 года и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ОАО «РР Оффшор» отказать. Из апелляционной жалобы следует, что при получении налогоплательщиком 100% предоплаты в счет предстоящих поставок товаров, обложению налогом на добавленную стоимость подлежат суммы полученной предоплаты в иностранной валюте, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату ее получения поставщиком, с учетом налога на добавленную стоимость.

ОАО «РР Оффшор» в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Позиция налогоплательщика, изложенная в отзыве, соответствует позиции и пояснениям, изложенным ОАО «РР Оффшор» в заявлении, поданном в суд.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ОАО «РР Оффшор», надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления о вручении почтового отправления.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Выслушав представителя налогового органа, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения Арбитражного суда Астраханской области от 02 ноября 2007 года по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани проведена выездная налоговая проверка ОАО «РР Оффшор» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств за 2002г., транспортного налога за 2003-2004 г.г., налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, налога на рекламу за 2002-2004 г.г., налога с продаж, целевого сбора на содержание муниципальной милиции и благоустройство территорий за 2002-2003 г.г.

Выездная проверка начата 21.12.2005г. на основании решения заместителя руководителя ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани N 11-369. (т. 1 л.д. 93).

Решением заместителя руководителя ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани N 11-259 указанная проверка приостановлена 29.12.2005г. в связи с направлением запросов о проведении встречных проверок в другие регионы. (т. 1 л.д. 94)

03.11.2006 г. после получения ответов о проведении встречных проверок из инспекций других регионов на основании решения заместителя руководителя ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани N 11-237 выездная налоговая проверка возобновлена. (т.1. л.д. 95)

По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 11-26 от 02 мая 2007 г., на основании которого 18 июля 2007 года ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани принято решение N 11-26 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением ОАО «РР Оффшор» привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в виду штрафа в размере 84207,54 руб.; налогоплательщику предложено перечислить в срок, указанный в требовании, неуплаченный (не полностью уплаченный) налог на добавленную стоимость в сумме 1773796,69 руб., в том числе за:

май месяц 2003 г. в сумме 891,00 руб.;

октябрь месяц 2003 г. в сумме 7325,69 руб.;

январь месяц 2004 г. в сумме 16494,00 руб.;

февраль месяц 2004 г. в сумме 124455,00,00 руб.;

март месяц 2004 г. в сумме 75761,00 руб.;

октябрь месяц 2004 г. в сумме 212605,00 руб.;

ноябрь месяц 2004 г. в сумме 509968,00 руб.;

декабрь месяц 2004 г. в сумме 826297,00 руб.; а также пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 158057,28 руб.

Налогоплательщик не согласился с принятым налоговым органом решением и обжаловал его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные ОАО «РР Оффшор» требования, суд первой инстанции признал недействительным в оспариваемой части решение ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани N 11-26 от 17.07.2007 г., сделал выводы о том, что налогоплательщик дату определения курса Центрального банка Российской Федерации для пересчета иностранной валюты в рубли определил с моментом прекращения встречного обязательства, то есть на дату фактического подписания заказчиками актов приема-сдачи выполненных работ, а не на дату фактического поступления авансового платежа; а утверждение налогового органа о занижении ОАО «РР Оффшор» налоговой базы по налогу на добавленную стоимость противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО «РР Оффшор» является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Установлено, что ОАО «РР Оффшор» заключило контракт SAK-II QG05-H00384/1-0101-G «Изготовление и монтаж железобетонных оснований гравитационного типа». (л.д. т. 2 л.д. 18-36)

По данному контракту ОАО «РР Оффшор» является подрядчиком и выполняет работы в соответствии с заключенным контрактом.

Согласно статьям 153, 154, 166 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, действовавших в спорный период) налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя их всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (статья 153 Налогового кодекса Российской Федерации).

В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 154 Налогового кодекса Российской Федерации). Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, исчисляется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, длительность производственного изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).

Данное дело касается авансовых платежей по выполнению работ, исполненных на территории Российской Федерации.

Исходя из положений статей 153 - 158 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик, получив авансовые платежи или предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо оплату за частично произведенную продукцию (работы, услуг), обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров (работ, услуг), и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг).

Суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 8 статьи 171 и пунктом 6 статьи 172 Кодекса, подлежат вычетам, которые производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, исчисление налога на добавленную стоимость с поступивших сумм авансовых платежей следует расценивать как особенность формирования налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении объекта налогообложения - реализации товара. При поступлении предоплаты налоговая база формируется особым образом:

формируется в момент поступления аванса;

в момент реализации увеличивается на стоимость продаваемого товара и уменьшается на величину поступившего ранее аванса (применяется вычет по НДС, уплаченного с авансового платежа).

Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 318-О под авансовыми платежами для целей применения положений налогового законодательства следует понимать платежи, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Организации должны увеличивать налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на те денежные суммы, которые ими получены авансом (в качестве предоплаты), то есть до момента фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) покупателям. Те денежные средства, которые получены организацией после даты фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) покупателям, не могут рассматриваться в качестве авансовых платежей, поскольку дата получения этих денежных средств следует за основной датой, относительно которой те или иные платежи рассматриваются в качестве авансовых, то есть датой фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Правовая позиция по вопросу включения сумм полученных авансовых платежей в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 августа 2003 г. N 12359/02, исходя из которой следует вывод, что при получении организацией авансовых платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) указанная сумма пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату поступления авансовых платежей.

Довод ОАО «РР Оффшор» о том, что фактически реализация работ и прекращение встречного обязательства заказчика путем зачета авансовых платежей имеет место только в момент принятия заказчиком работ, то есть в момент подписания акта приемки-сдачи выполненных работ, суд находит несоответствующим вышеуказанным положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, ОАО «РР Оффшор», будучи налогоплательщиком, выполняя по заключенному контракту SAK-II QG05-H00384/1-0101-G работы, и получая оплату в виде авансовых платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), обязано пересчитывать авансовые платежи в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату поступления авансовых платежей

в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и правильности исчисления налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем, в нарушение положений статей 153 - 158 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик, получив авансовые платежи, не пересчитал их в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату их поступления, что повлекло занижение соответствующей налоговой базы, относящейся к тем налоговым периодам, в которых фактически эти платежи получены.

При таких обстоятельствах, решение ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани N 11-26 от 18 июля 2007 года в части доначисления сумм налога на добавленную стоимость в размере 1773796,69 руб., пени за его несвоевременную уплату в размере 158057,28 руб., привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, принято на основе и в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Оснований для признания его недействительным в указанной части у суда не имеется.

Относительно довода налогоплательщика о том, что налоговым органом нарушен порядок проведения выездной налоговой проверки, порядок рассмотрения материалов проверки, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции применительно к спорному периоду времени) налоговые органы проводят выездные налоговые проверки, которой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16.07.2004 N 14-П, по смыслу частей первой и седьмой статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 91 Налогового кодекса Российской Федерации, датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Проверка завершается составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Таким образом, срок проведения выездной налоговой проверки, как прямо указывает законодатель, включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Это означает, что в установленный частью второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации двухмесячный срок включаются (чтобы не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы и т.п.) только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика. Не засчитывается в него и время, необходимое для оформления результатов проверки (статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.07.2004 N 14-П, налоговые органы наделены правом как проводить проверки и определять их продолжительность в установленных рамках, так и принимать в необходимых случаях решение об их приостановлении.

Из материалов дела следует, что выездная налоговая проверка была проведена на основании решения налоговой инспекции N 11-369 от 21.12.2005г. Проверка приостанавливалась с 29.12.2005г. по 03.11.2006г. в связи с необходимостью проведения встречных налоговых проверок. Справка по результатам выездной налоговой проверки составлена 01 марта 2007 года, приложением к которой является табель учета рабочего времени проверяющих инспекторов налогового органа. Согласно данному табелю учета рабочего времени, подписанному руководителем и главным бухгалтером ООО «РР Оффшор», проверяющие находились на территории налогоплательщика 15 дней. (л.д. т. 2 л.д. 16-17)

Таким образом, оснований полагать, что налоговым органом нарушен срок проведения выездной налоговой проверки в смысле части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что имеется нарушение срока принятия ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани решения по результатам выездной налоговой проверки, поскольку решение принято 18 июля 2007 года, тогда как акт проверки составлен 02 мая 2007 года. Однако само по себе нарушение срока принятия налоговым органом решения не является безусловным основанием для признания недействительным вынесенного по ее итогам решения.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции, выводы которого не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, и принятии нового судебного акта. Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче апелляционной жалобы ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани произведена оплата государственной пошлины в сумме 1000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 981 от 2011.2007 г.

Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции счел необходимым взыскать с открытого акционерного общества «РР Оффшор» в пользу ИФНС России N 7 по Кировскому району г. Астрахани расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от «02» ноября 2007 года по делу N А06-4454/2007-24 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «РР Оффшор» о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Астрахани N 11-26 от 18 июля 2007 года в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 84 207,54 руб., доначисления сумм налога на добавленную стоимость в размере 1 773 796,69 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 158 057,28 руб. - отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «РР Оффшор» в пользу Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Астрахани расходы по государственной пошлины в сумме 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Т.С.Борисова
Судьи
Л.Б.Александрова
С.А.Кузьмичев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А06-4454/2007-24
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 14 января 2008

Поиск в тексте