ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2008 года Дело N А12-11465/07-с63

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 16 января 2008 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимаева Ф.И., судей Бирченко А.Н., Жаткиной С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колчиной С.И. при участии в заседании:

от Территориального управления Новониколаевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области

- не явились, извещены от открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице филиала Урюпинского отделения N 4012

- не явились, извещены рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Территориального управления Новониколаевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 сентября 2007 года по делу N А12-11465/07-С63, принятое судьей Гладышевой О.С.,

по иску исполняющего обязанности Прокурора Волгоградской области Кондраева Л.П. к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в лице Территориального управления Новониколаевского муниципального района к открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице филиала Урюпинского отделения N 4012 третье лицо: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области о признании недействительным договора на ведение банковского счета и применении последствий недействительности ничтожной сделки

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора банковского счета от 13 марта 2007 года N1473, заключенного между открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице филиала Урюпинского отделения N 4012 (далее - банк) и Территориальным управлением Новониколаевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее - управление) и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде закрытия счета N40116810411100000063.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 сентября 2007 года по данному делу исковые требования удовлетворены: договор признан недействительным, ответчики обязаны закрыть указанный банковский счет.

Не согласившись с принятым решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в иске отказать.

Управление считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, которое допускает, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории, заключение договора с иными кредитными организациями. Кроме того, переход на обслуживание в расчетно-кассовый центр г. Урюпинска Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области повлечет за собой дополнительные расходы бюджетополучателей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела, между банком и управлением заключен договор банковского счета от 13 марта 2007 года N1473, согласно пункту 1.1 которого открыт счет N40116810411100000063 для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиента.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что единый счет бюджета управления подлежит открытию только в учреждениях Банка России.

Доводы ответчика о невозможности обеспечения всего комплекса услуг учреждениями Банка России на территории Волгоградской области, удорожании банковских услуг суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, в силу их несостоятельности.

Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц являются банковскими операциями в силу статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации…» под «соответствующей территорией» следует понимать, как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территории нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действует территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)».

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что на территории г.Урюпинска имеется учреждение Банка России - межрайонный расчетно-кассовый центр (не оспаривается ответчиками), которое способно осуществлять функции по обслуживанию счетов бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Новониколаевского муниципального района.

Согласно статье 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких-либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.

Из оспариваемого договора не следует, что открытый управлением в коммерческом банке счет N40116810411100000063 является единым счетом бюджета управления, следовательно, договор противоречит требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при открытии и ведении банковских счетов юридических лиц, осуществлении расчетов по этим счетам Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 9 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод об обязательности проведения конкурса при открытии и ведении банковского счета бюджета управления. Как следует из материалов дела, такой конкурс проведен не был.

Решение суда первой инстанции о признании недействительным (ничтожным) договора банковского счета от 13 марта 2007 года N1473 в силу статьи 168 ГК РФ соответствует нормам материального права, правомерно применены последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк и управление обязанности закрыть банковский счет N40116810411100000063, открытый во исполнение ничтожной сделки.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей арбитражный суд апелляционной инстанции относит на управление.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 сентября 2007 года по делу N А12-11465/07-С63 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
Ф.И.Тимаев
Судьи
А.Н.Бирченко
С.А.Жаткина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка