ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2008 года Дело N А57-17754/07-5

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 января 2008 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Акимовой М.А., судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сальниковой Д.А.

при участии представителя Минфина Петрова М.В., действующего по доверенности от 29.12.2007г. N 08-03-01/3, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление N 501 при Федеральном агентстве специального строительства» (г.Саратов)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2007 года по делу

N А57-17754/07-5 (судья Вулах Г.М.) по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление N 501 при Федеральном агентстве специального строительства» (г.Саратов) к министерству финансов Саратовской области (г.Саратов) о признании незаконными действий и недействительными ненормативных актов,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление N 501 при Федеральном агентстве специального строительства» (далее - ФГУП «Строительное управление N 501 при Спецстрое России», Предприятие, Заявитель) с заявлением о признании незаконными действий министра финансов Саратовской области А.С. Ларионова, первого заместителя министра финансов Саратовской области В.А. Осокина, выразившихся в отказе в приеме исполнительных документов Арбитражного суда Саратовской области; о признании недействительными решения министра финансов Саратовской области А.С. Ларионова от 03.07.2007г. N 08003-01/1112, решения первого заместителя министра финансов Саратовской области В. А. Осокина от 10.08.2007г. N 08-03-01/1345.

Решением суда первой инстанции от 29.11.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

ФГУП «Строительное управление N 501 при Спецстрое России» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Министерство финансов Саратовской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, представило отзыв на апелляционную жалобу.

В заседание не явился представитель заявителя. О месте и времени рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 96 99291 0. Руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя министерства финансов Саратовской области, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 6 сентября 2002 года по делу N 6281/02-6 с казны Саратовской области в лице комитета по строительству и архитектуре при правительстве Саратовской области взыскана задолженность за ремонтно-восстановительные работы зданий и сооружений РОВД Грозненского (сельского) района Чеченской Республики в селе Толстой-Юрт в пользу Заявителя в сумме 2 894 902 руб. 57 коп.

Комитет по строительству и архитектуре при правительстве Саратовской области в 2002 году реорганизован путем слияния в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (постановление губернатора Саратовской области от 30.09.2002г. N 236 «О структуре органов исполнительной власти Саратовской области», свидетельство от 20.12.2002г. серии 64 N 000295406 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния).

Правопреемником министерства по строительству и архитектуре при правительстве Саратовской области стало министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением губернатора Саратовской области от 04.11.2002г. N 281 «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области».

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ликвидировано постановлением губернатора Саратовской области от 07.06.2003г. N 120 «О структуре органов исполнительной власти Саратовской области», что также подтверждается свидетельством от 20.07.2005г. серии 64 N 001793778 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

28 января 2003 года распоряжением правительства Саратовской области N 17-Пр создано государственное учреждение «Главное управление капитального строительства Саратовской области» (далее - ГУ «ГУКС Саратовской области»). Согласно пункту 4 указанного распоряжения ГУ «ГУКС» была передана кредиторская задолженность комитета по строительству и архитектуре при правительстве Саратовской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства области по состоянию на 1 февраля 2003 года.

В настоящее время ГУ «ГУКС» находится в стадии ликвидации. Все лицевые счета данного лица закрыты министерством финансов Саратовской области с 01 января 2006 года.

На момент рассмотрения данного спора органом государственной власти Саратовской области, обладающим аналогичными полномочиями, является Комитет капитального строительства Саратовской области. Указанный орган создан в соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 23.11.2005г. N 404-П и действует на основании Положения о нем, утвержденного постановлением правительства Саратовской области от 11.01.2006г. N 3-П.

Таким образом, как установлено судами обеих инстанций, на момент совершения оспариваемых действий в министерстве финансов Саратовской области не было лицевых счетов должника и перечисленных учреждений, обладавших соответствующими полномочиями.

16 октября 2002 года после вступления решения по делу N А-57-6281/02-6 в законную силу арбитражным судом выдан ФГУП «Строительное управление N 501 при Спецстрое России» исполнительный лист от N 031573.

25 июня 2007 года письмом N 44/37-275 ФГУП «Строительное управление N 501 при Спецстрое России» направило исполнительный лист вместе с приложенными документами в министерство финансов Саратовской области для исполнения.

Письмом от 03.07.2007г. N 08-03-01/1112 министерство финансов вернуло заявителю исполнительный лист и копию решения Арбитражного суда Саратовской области, на основании которого он был выдан.

3 августа 2007 года Предприятие повторно обратилось в министерство финансов с заявлением от 1 августа 2007 года N 44/37-364 с требованием исполнить данный судебный акт в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Письмом от 10 августа 2007 года N 08-03-01/1345 министерство финансов вернуло Заявителю исполнительный лист и копию решения Арбитражного суда Саратовской области, на основании которого он был выдан.

При этом министерство финансов мотивировало свои действия невозможностью исполнения ввиду отсутствия лицевых счетов соответствующих государственных органов и правовых оснований для предъявления исполнительного документа в министерство финансов Саратовской области.

Апелляционная коллегия пришла к выводу, что судом первой инстанции сделан правильный вывод, что оспариваемые действия и акты министерства финансов соответствуют закону и не нарушают права заявителя по следующим основаниям.

Согласно статье 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику, как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если государственный орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования должен выступать орган, обладающий необходимыми полномочиями, а при отсутствии такого (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2007 год» утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на 2007 год. В соответствии с Приложением 9 к указанному закону комитет капитального строительства Саратовской области является главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области, из чего следует, что взыскателю - ФГУП «Строительное управление N 501 при Спецстрое России» - следует обращаться с заявлением и исполнительным документом в комитет капитального строительства Саратовской области в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ. Исполнение должно быть произведено в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в комитет капитального строительства Саратовской области.

Суд первой инстанции правильно указал в обжалованном решении, что на момент обращения Предприятия с заявлением об исполнении исполнительного документа у него отсутствовали правовые основания для предъявления исполнительного документа в министерство финансов Саратовской области для исполнения в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции, что действием министерства финансов, выразившимся в возврате Заявителю без исполнения исполнительного листа от 16 октября 2002 года N 031573, выданного на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 6 сентября 2002 года по делу N А-57-6281\02-6, не нарушены права и законные интересы ФГУП «Строительное управление N 501 при Спецстрое России». Возврат исполнительного листа без исполнения не препятствует предъявлению его к исполнению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции, сделал правильный вывод о том, что министерством финансов Саратовской области полно и всесторонне доказано соответствие действий по отказу в исполнении исполнительного документа арбитражного суда нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и другим нормативным правовым актам РФ.

Согласно положениям части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт или действие соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным документам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу налогового органа следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2007 года по делу N А57-17754/07-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке статьи 273 АПК РФ.

     Председательствующий
М.А.Акимова
Судьи
Л.Б.Александрова
С.А.Кузьмичев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка