ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 февраля 2008 года Дело N А06-5942/2007-13

Резолютивная часть постановления объявлена «05» февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен «06» февраля 2008 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М., при участии в заседании:

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 96507),

от общества с ограниченной ответственностью «Юридический сервис» - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 96506, N 97437),

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Астрахани - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 96508), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани (г. Астрахань)

на решение арбитражного суда Астраханской области от «21» ноября 2007 года по делу N А06-5942/2007-13, принятое судьей Мерекиной Е.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юридический сервис» (г. Астрахань) заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани (г. Астрахань), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Астрахани (г. Астрахань) о признании недействительным ненормативного акта

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Юридический сервис» (далее ООО «Юридический сервис», Общество) с заявлением о признании недействительным ненормативного акта (письма, подписанного заместителем руководителя) Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани (далее Инспекция, налоговый орган) N 08-31/21432 от 15.10.2007г. об отказе в проведении зачета ошибочно перечисленной обществом суммы страховых взносов в размере 29812,6 руб., не на тот код бюджетной классификации.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.

Действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани и ненормативный акт (письмо) N 08-31/21432 от 15.10.2007г. об отказе ООО «Юридический сервис» в проведении зачета признаны незаконными.

Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани провести ООО «Юридический сервис» зачет излишне уплаченной суммы в размере 29812,6 руб. с КБК страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на КБК страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии (18210202010061000160).

Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить ссылаясь на то, что правовые основания для проведения возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговыми органами в действующем законодательстве отсутствуют.

Заявитель и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания апелляционной жалобы, о чём свидетельствуют почтовые уведомления N 96506, N 97437, N 96507, N 96508 в судебное заседание по неизвестной причине не явились.

В соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная жалоба рассмотрена по документам, имеющимся в материалах дела.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО «Юридический сервис» при заполнении платежного поручения на уплату страховых взносов, направленных на страховую часть трудовой пенсии, ошибочно указал код страховых взносов, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии. В результате указанной ошибки у налогоплательщика по КБК (накопительная часть) образовалась переплата в сумме 29812,6 руб., а по КБК (страховая часть) образовалась недоимка в размере 29812,6 руб.

Письмом N 56 от 02.10.2007г. Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного налога в сумме 29812,6 руб. (л.д.14).

Письмом от 15.10.2007 N 08-31-16/21432 (л.д. 9) налоговый орган отказал в проведении зачета, ссылаясь на то, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для проведения возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов налоговыми органами.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации именно Федеральная налоговая служба наделена полномочиями по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу п. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.

Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.96 N 115-ФЗ, в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, в связи с чем, довод Инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам НК РФ, является неправомерным.

В соответствии со ст. 78 НК РФ решение о зачете суммы излишне уплаченного налога (платежей) выносится при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов, или задолженности по пеням, начисленных тому же бюджету (внебюджетному фонду).

Как видно из материалов дела, наличие у Общества переплаты в сумме 29812 руб. 60 коп. по КБК 18210202020061000160 подтверждается справкой Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Астрахани (л.д. 15), платежным поручением N 19 от 02.03.2007г. и платежным поручением N 40 от 12.04.2007г. Налоговый орган не оспаривает сам факт переплаты Обществом страховых взносов.

При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно отказал Обществу в зачете излишне уплаченной суммы страхового взноса, ошибочно уплаченной на КБК 18210202020061000160.

Кроме того, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по предоставлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе "Обязанности органов МНС России" Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований, для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Астраханской области от «21» ноября 2007 года по делу N А06-5942/2007-13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
С.Г.Веряскина
Судьи
Ю.А.Комнатная
Н.В.Луговской

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка