ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2008 года Дело N А12-4554/08

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2008 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Дубровина О.А., судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В. при ведении протокола судебного заседания Дозоровой Е.В.

при участии в судебном заседании - без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград, на решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 мая 2008 года

по делу N А12-4554/2008-с10, принятое судьей Тельдековым А.В., по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, к администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, о признании незаконными действий администрации муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования городской округ г. Урюпинск, комитета по управлению имуществом администрации городского округа г. Урюпинск по включению 02.10.2007 г. в реестр муниципальной собственности здания, расположенного по адресу: 403110, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Гагарина, д.47/ ул. Ларина, д. 1, площадью 302.2 кв.м., реестровый номер 51:0000038754, дата постановки на учет 02.10.2007 г., занимаемое Урюпинской межрайонной прокуратурой, обратился Первый заместитель прокурора Волгоградской области (далее - Прокуратура). Заявленные требования Прокуратура обосновывает тем обстоятельством, что спорное здание и до 1991 года, и в настоящее время занимает Урюпинская межрайонная прокуратура, что в свою очередь подтверждается архивной выпиской из протокола заседания исполкома Урюпинского городского совета депутатов трудящихся Волгоградской области N 12 от 13.08.1971 г. и копией телефонного справочника Урюпинской телефонной сети 1989 г.

Также в заявлении Прокуратуры указано, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ 27.12.1991г. 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно указанному Приложению, к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования Федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К таким объектам относятся имущество вооруженных сил, органов безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР. Согласно статье 1 Закона РФ от 17.01.1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ представляет собой единую, федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов. Финансирование прокуратуры осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного, Прокуратура посчитала, что действия администрации городского округа Урюпинска по включению в реестр муниципальной собственности здания, расположенного по адресу: 403110, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Гагарина, д. 47/ ул. Ларина, д. 1, площадью 302.2 кв.м., являются незаконными, в силу отсутствия у муниципального образования прав по осуществлению полномочий собственника в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 мая 2008 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Прокуратура Волгоградской области, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловала его в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области представлен отзыв на жалобу, в котором Комитет просит апелляционную инстанцию обжалуемое решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области, комитет по управлению имуществом администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, о месте, времени, дате рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями NN 99335 1, 99334 4, 99333 7, 99336 8.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, апелляционная инстанция считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.

Отказывая Прокуратуре в заявленных требованиях, суд первой инстанции принял во внимание учетные данные службы Ростехинвентаризации, согласно которым здание по адресу: г. Урюпинск, ул. Гагарина, 47 на основании решения исполкома Урюпинского городского Совета депутатов трудящихся Волгоградской области N 418 (протокол N 12 от 13 августа 1971 года) передано с баланса Горбыткомбината на баланс Домоуправления. Далее суд указал на то обстоятельство, что спорное здание сдавалось в аренду Домоуправлением Урюпинской межрайонной прокуратуре в период с 1991 по 31 декабря 1995 года.

Также в обоснование своих доводов суд ссылается на письмо руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области (Росимущество) от 29.01.2008 г. N 11/592, адресованное председателю комитета по управлению имуществом администрации городского округа г. Урюпинск, из которого следует, что здание, расположенное по адресу: 403110, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Гагарина, 47, не состоит в реестре федерального имущества.

В связи с чем, суд сделал вывод, что указанное здание в соответствии с приложением N 3 Постановления Верховного Совета РФ 27.12.1991 г. 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» относится к муниципальной собственности.

Однако данные выводы суда являются ошибочными, противоречащими материалам дела, и основаны на нормах права, не подлежащих применению.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1,2,3 к Постановлению Верховного Совета РФ 27.12.1991 г. N 3020-1.

Делая вывод об отнесении спорного объекта к муниципальной собственности применительно к Приложению N 3 Постановления Верховного Совета РФ 27.12.1991г. 3020-1, суд не учел следующее.

Согласно Приложению 1 к вышеуказанному постановлению, к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся, в том числе, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К таким объектам относятся, в частности, имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

Статьей 1 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. N 2202-1, установлено, что прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 52 вышеуказанного ФЗ РФ, финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации, а также гарантий и компенсаций работникам этих учреждений, установленных настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством Российской Федерации, то есть, финансирование осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

Соответственно, поскольку на момент законодательного разграничения государственной собственности в здании располагалась Урюпинская межрайонная прокуратура Волгоградская области, являющаяся федеральным органом, спорное нежилое помещение, в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, относится исключительно к федеральной собственности как имущество органов и учреждений, финансируемых из средств федерального бюджета.

То обстоятельство, что ранее вышеуказанное нежилое помещение находилось в оперативном управлении исполкома Урюпинского городского Совета народных депутатов, не может свидетельствовать об обоснованности отнесения его к объектам муниципальной собственности и законности действий органов местного самоуправления по включению в реестр муниципальной собственности городского округа город Урюпинск Волгоградской области.

Таким образом, спорное нежилое помещение, используемое с 1971 года как имущество государственного органа - прокуратуры, не могло быть передано в муниципальную собственность на основании приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1.

Несостоятельной является и ссылка суда первой инстанции на письмо руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области (Росимущество) от 29.01.2008 г. N 11/592. Из буквального толкования текста письма следует, что юридическими лицами не представлены сведения в реестр федерального имущества, в соответствии с постановлением Правительства России от 16.07.2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Однако отсутствие сведений в указанном реестре не является основанием отнесения спорного объекта к муниципальной собственности.

Не подтвержден материалами дела и вывод суда об аренде спорного здания Прокуратурой. Согласно представленному Прокуратурой договору от 28.03.1994 года и акту приема - передачи государственного имущества, здание передавалось Домоуправлением Урюпинской межрайонной прокуратуре в оперативное управление.

Далее, согласно свидетельству о государственной регистрации права 34 А Б 039444, выданного управлением Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области 25.07.2008 года, на спорное здание зарегистрировано право оперативного управления прокуратуры Волгоградской области. Данное право зарегистрировано на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 и договора о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления от 28.03.1994 года.

Об отнесении спорного здания к объектам федеральной собственности свидетельствует и выписка из реестра федерального имущества от 07 мая 2008 года, из которой следует, что «Здание прокуратуры» внесено в названный реестр за номером В12360000967. Местоположением здания указан следующий адрес: Волгоградская область, Урюпинский район, г. Урюпинск, улица Гагарина, д. 47/улица Ларина, д. 1.

Зданию присвоен кадастровый номер 34:38000000:0000:18:425:002:00065233:0.

Правообладателем здания значится прокуратура Волгоградской области.

При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция считает обжалуемое решение арбитражного суда Волгоградской области подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 мая 2008 года по делу N А12-4554/2008-с10 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования городской округ г. Урюпинск, комитета по управлению имуществом администрации городского округа г. Урюпинск по включению 02.10.2007 г. в реестр муниципальной собственности здания, расположенного по адресу: 403110, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Гагарина, д. 47/ул. Ларина, д. 1, площадью 302.2 кв.м., реестровый номер 51:0000038754, дата постановки на учет 02.10.2007 г., занимаемое Урюпинской межрайонной прокуратурой.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
О.А.Дубровина
Судьи
Ю.А.Комнатная
Н.В.Луговской

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка