ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2008 года Дело N А12-9678/08

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,

судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уведомления о вручении адресатам почтовых отправлений приобщены к материалам дела

рассмотрев апелляционную жалобу N129 от 13 августа 2008 года Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградская область, ст. Алексеевская, Волгоградская область,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу NА12-9678/2008-С56 (судья И.А. Ландин)

по иску Заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград,

к ответчикам:

1. Территориальному управлению Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, ст. Алексеевская, Волгоградская область,

2. открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ», в лице Урюпинского отделения N4012, г.Урюпинск, Волгоградская область,

третьему лицу: Центральному банку РФ, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка РФ по Волгоградской области, г. Волгоград,

о признании недействительным договора банковского счета N1461 от 28.02.2007 г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N1461 банковского счета N40116810911100000055, заключенного 28 февраля 2007 года между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», в лице Урюпинского отделения N4012 и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки путем закрытия указанного счета.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик, Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.

Заявитель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ», в лице Урюпинского отделения N4012 и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области заключен договор N1461 банковского счета, на основании которого открыт счет в валюте РФ N40116810911100000055 для осуществления расчетно - кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством (л.д.10-13).

Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких - либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.

Из спорного договора не следует, что открытый ответчиками в коммерческом банке счет N40116810911100000055 является единым счетом бюджета Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.

Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.

В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации…» «соответствующей территорией» следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)».

Статьями 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района является получателем бюджетных средств.

Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории Алексеевского района Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр г. Михайловка Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Алексеевского района.

Данное обстоятельство подтверждено письмом Расчетно- кассового центра Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области от 29 мая 2008 года N26-1-32/490 (л.д.18).

Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета N1461 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.

В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Суд первой инстанции обоснованно не принял доводов территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о том, что оспариваемый договор соответствует действующему законодательству, поскольку кредитное учреждение утверждено по результатам конкурса. Нормы Бюджетного кодекса РФ об открытии счетов в учреждениях Банка России носят императивный характер, допускают возможность открытия счетов в иных учреждениях лишь в случае невозможности выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджетов, между тем в данном случае такая возможность имеется, что подтверждено материалами дела.

Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N1461 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N40116810911100000055, открытый во исполнение ничтожной сделки.

Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.

Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с ответчика, территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, в сумме 1000 рублей, в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу NА12-9678/2008-С56 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградская область, ст. Алексеевская, Волгоградская область, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере одна тысяча рублей по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ.

Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Г.И.Агибалова
Судьи
А.Ю.Никитин
Н.А.Клочкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка