ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2008 года Дело N А57-4797/08

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никитина А.Ю., судей Телегиной Т.Н., Агибаловой Г.И. при ведении протокола судебного заседания председательствующим

при участии в заседании:

от истца - помощника прокурора Пухович О.В.

от ответчика Комитета капитального строительства Саратовской области - представителя Ребровой Е.А. - доверенность в материалах дела

от ответчика КП Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» - представителя Бутакова А.С. - доверенность в материалах дела

от третьего лица - представителя Ильинова Д.В. - доверенность в материалах дела

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Саратовской области, на решение арбитражного суда Саратовской области от 14 июля 2008 года

по делу N А57-4797/08-39, судья Никульникова О.В. по иску заместителя прокурора Саратовской области, г. Саратов, к комитету капитального строительства Саратовской области, г. Саратов, казенному предприятию Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства», г. Саратов о признании сделок недействительными третье лицо правительство Саратовской области, г. Саратов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Саратовской области обратился в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Комитету капитального строительства Саратовской области, казенному предприятию Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» о признании недействительными сделок, вытекающих из договоров на осуществление отдельных функций заказчика-застройщика от 14 января 2008 года NN 7,13 от 17 января 2008 года NN 45,53, от 21 января 2008 года NN 66,72, от 22 января 2008 года N 77.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 14 июля 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано ввиду того, что оспариваемые договоры не противоречат нормам статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», постановлению Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 339.

Заместитель прокурора Саратовской области с решением арбитражного суда Саратовской области от 14 июля 2008 года не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, считает его незаконным и подлежащим отмене по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не учтены положения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», предписывающие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещать заказы на оказание услуг путем проведения торгов в установленном законом порядке.

Лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.

В судебное заседание явились представители сторон.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители ответчиков и третьего лица считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзывы на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Комитет капитального строительства Саратовской области (заказчик) заключил с казенным предприятием Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» (исполнитель) договоры на осуществление отдельных функций заказчика-застройщика, перечисленные выше. Предметом оспариваемых договоров является осуществление исполнителем функций заказчика-застройщика по осуществлению технического надзора согласно постановлению Правительства Саратовской области от 29 марта 2006 года N 91-П по объектам строительства, включенным в перечень строек и объектов для государственных нужд Саратовской области.

В соответствии с пунктом 2.2 заключенных договоров исполнитель обязался осуществлять контроль и технический надзор за строительством объектов, включающий в себя контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования, проектно-сметной документации, требованиям СНиП, стандартов, технических условий и других нормативных документов; осуществлять проверку наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов и др.); осуществлять контроль над соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации; принимать участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, строительного контроля; подготовить совместно с подрядной организацией законченный строительством объект к приемке в эксплуатацию.

Статьей 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что размещение заказа может осуществляться без проведения торгов (аукциона) при наличии единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В пункте 5 статьи 55 настоящего Закона определено, что под размещением заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику, исполнителю, подрядчику. Размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика осуществляется, если возникла потребность в работах и услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 5-7 Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и финансировании за счет средств федерального бюджета (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 339) государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень, могут являться в отношении строек и объектов, находящихся в федеральной собственности, в государственной собственности субъектов Российской Федерации - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Функции государственного заказчика осуществляются в пределах средств, предусмотренных на текущее содержание соответствующих органов и учреждений.

Заказчиками-застройщиками по стройкам и объектам, включенным в перечень, могут являться государственные унитарные предприятия, в том числе дирекции строящихся объектов, образованные в форме государственного унитарного предприятия на праве оперативного управления.

Отдельные функции и полномочия заказчика-застройщика перечислены в разделе V названного Положения о формировании перечня строек и объектов.

Постановлением Правительства Саратовской области от 11 января 2006 года N 3-П утверждено положение о Комитете капитального строительства Саратовской области, который является органом исполнительной власти Саратовской области, создан для выполнения функций государственного заказчика по стройкам и объектам для государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральными органами государственной власти, бюджета субъекта Российской Федерации - Саратовской области.

Во исполнение положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и финансировании за счет средств федерального бюджета, постановления Правительства Саратовской области от 11 января 2006 года N 3-П распоряжением Правительства Саратовской области от 23 ноября 2005 года N 352-пр было создано казенное предприятие Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» с возложением на него функции единого заказчика-застройщика по строительству, реконструкции объектов хозяйственного и социально-культурного назначения, государственным заказчиком по которым является Комитет капитального строительства Саратовской области с финансированием расходов на содержание заказчика-застройщика за счет средств, определенных в сводно-сметных финансовых расчетах стоимости строительства объектов, финансируемых из федерального и областного бюджетов.

Казенное предприятие «Единая дирекция капитального строительства», учредителями которого являются Комитет по управлению имуществом Саратовской области и Комитет капитального строительства Саратовской области, специально создано для осуществления функций единого заказчика-застройщика по строительству и реконструкции объектов хозяйственного назначения на территории Саратовской области.

Вновь созданное казенное предприятие является единственной организацией, осуществляющей функцию единого заказчика-застройщика указанных объектов в Саратовской области, что не требует проведение торгов (конкурса) в силу норм и положений вышеназванных законов и нормативных актов.

По оспариваемым договорам казенному предприятию «Единая дирекция капитального строительства» переданы функции заказчика-застройщика по строительству объектов, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджетов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договоров.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Казенное предприятие «Единая дирекция капитального строительства» создано органами исполнительной власти Саратовской области и находится в их властном подчинении в силу статей 113, 115, 297 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Учредители казенного предприятия «Единая дирекция капитального строительства» указали в его уставе, что он является единственным заказчиком-застройщиком на территории Саратовской области в отношении строек и объектов, финансируемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации - Саратовской области.

Министерство финансов Российской Федерации в письме от 20 февраля 2006 года N 09-07-19/191 разъяснило, что деятельность заказчика-застройщика осуществляется на условиях договора, заключенного государственным заказчиком о передаче части функций по осуществлению контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком.

В оспариваемых прокуратурой договорах на передачу отдельных функций заказчика-застройщика указаны конкретные стройки и объекты, в отношении которых казенное предприятие будет осуществлять контрольно-надзорные функции. Заключенные договоры содержат элементы различных договоров (цессии, поручения, агентирования), что свидетельствует о том, что по своей правовой природе они являются смешанными договорами, которые регулируются соответствующими частями правил о договорах, элементы которых содержатся в этих договорах. Не все элементы оспариваемых заключенных смешанных договоров должны отвечать требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, поскольку передача отдельных функций управления не является оказанием возмездных услуг. Вышеперечисленные сделки не подлежат признанию недействительными в соответствии с положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как не соответствующие закону или иным правовым актам.

Представленный Прокуратурой Саратовской области список организаций, имеющих лицензию на строительство зданий и сооружений, не может рассматриваться в качестве допустимого или относимого доказательства, подтверждающего незаконное ограничение или устранение конкуренции при определении заказчика-застройщика объектов строительства федерального и областного значения в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», т.к. передача отдельных функций заказчика-застройщика не предполагает выполнение работ по договору строительному подряду.

Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого судебного акта.

На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 14 июля 2008 года по делу N А57-4797/08-39 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
А.Ю.Никитин
Судьи
Г.И.Агибалова
Т.Н.Телегина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка