• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2008 года Дело N А06-2845/2008

Резолютивная часть постановления объявлена «23» октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен «24» октября 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Веряскина С.Г., Луговского Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шульдяковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району города Астрахани (г. Астрахань),

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 июля 2008 года по делу NА06-2845/2008-24 (судья Плеханова Г.А.), по заявлению МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» (г. Астрахань) к ИФНС России по Кировскому району города Астрахани (г. Астрахань) о признании недействительным ненормативного акта и обязании возместить НДС, при участии в заседании:

представителей МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» - не явился, извещен,

представителя налоговой инспекции - Красновой С.В. (доверенность N 02-31/382 выдана 11.01.2008 г. сроком на один год),

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Астраханской области обратилось МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» с заявлением к ИФНС России по Кировскому району города Астрахани о признании недействительным решения N 464 от 17.03.08 г. об отказе в возмещении НДС в сумме 2 662 393 руб. и обязании возвратить сумму излишне уплаченного НДС за апрель 2007 г. в размере 446 176 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.07.2008 года заявленные требования удовлетворены: решение ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани N 464 от 17.03.08 г. признано недействительным; суд обязал ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани возвратить МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» из федерального бюджета НДС за апрель 2007 г. в размере 446 176 руб.

ИФНС России по Кировскому району города Астрахани не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 18.07.2008 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» отказать.

МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.

МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» извещено о времени и месте судебного заседания, что подтверждается подписью представителей в расписке-извещении, приложению к протоколу судебного заседания от 09.10.2008 года. Предприятием заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани провела камеральную налоговую проверку уточненной N1 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 года МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго».

07 февраля 2008 г. по результатам проверки налоговая инспекция составила акт камеральной налоговой проверки N898.

17 марта 2008 г. на основании акта налоговым органом вынесено решение N1574, которым отказано в привлечении МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с данным решением 17.03.2008 года налоговым органом вынесено решение N464, которым МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» отказано в возмещении НДС в сумме 2 662 393 руб.

Не согласившись с вынесенным решением N464 от 17.03.2008 года, МУП г.Астрахани «Астркоммунэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе заявителю в возмещении НДС:

- в сумме 2 216 217 руб. послужил тот факт, что данная сумма возмещена Обществу по первичной декларации;

- в сумме 446 176 руб. послужил вывод налогового органа о том, что получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным ценам и тарифам, выделялись на оплату подлежащих налогообложению НДС услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, следовательно, такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что денежные средства, предоставленные Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1ст.162 НКРФ.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, в 2007 г. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным Постановлением Региональной энергетической комиссии Астраханской области от 06.12.06 г. N99 «О тарифах на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2007 год». Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 N41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Согласно данному постановлению, тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2007 год были установлены с учетом налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.

МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в 2007 году ежеквартально получало возмещение убытков (расходов) в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.

Возмещение убытков (расходов) предприятие получало от Управления жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (после реорганизации - Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области) и Управления городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани.

Возмещение убытков (расходов) осуществлялось путем перечисления на расчетный счет предприятия денежных средств в соответствии с Временным положением N 96 - П от 19.05.05 г. «О возмещении расходов организаций оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг», заключенным в соответствии с ним Договором N 118 от 15.01.07 г. и в соответствии с Временным положением N 1294 -м от 22.08.05 г. «О возмещении расходов организаций оказывающих жилищные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг», заключенным в соответствии с ним Договором от 22.01.07 г.

Денежные средства предоставлялись Предприятию из областного и городского бюджетов.

Размер денежных средств определялся на основании ежемесячных отчетов Предприятия о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, и счетов-фактур, выставляемых МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управлению городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани.

Как пояснил в судебном заседании представить заявителя, размер денежных средств, указанный в ежемесячных отчетах о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, определялся с учетом налога на добавленную стоимость, счета-фактуры так же выставлялись Предприятием с учетом НДС, что подтверждается и представленными в материалы дела копиями счетов-фактур.

Представитель МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в порядке пункта 3 статьи 70 АПК РФ признал, что оплата из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за апрель 2007 год из бюджета в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, предоставленные Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1ст.162 НКРФ по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Кодекса.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.

Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС и подлежат компенсации из бюджета без включения в них НДС.

Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС от 16.04.2008 года N3440/08.

Однако суд первой инстанции не учел, что суммы к оплате из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, заявителем указывались с учетом НДС, оплата производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за апрель 2007 год из бюджета в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что в данном случае полученный налог на добавленную стоимость фактически является возмещением предприятию убытков в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.

Как указывалось выше, компенсация расходов по предоставлению льгот должна была производиться из бюджета без учета НДС. В случае если налог был выставлен к уплате и получен налогоплательщиком, он подлежит перечислению в бюджет в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» обязано было уплатить НДС за апрель 2007 год по рассматриваемому эпизоду.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» представило в налоговый орган ежемесячную налоговую декларацию по НДС за апрель 2007 год, где исчислило к возмещению из бюджета НДС в сумме 2 216 217 руб.

02 октября 2007 года МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго», посчитав, что ошибочно включило суммы полученных субвенций в налоговую базу, представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за апрель 2007 г., где исчислило к возмещению из бюджета НДС в сумме 2 662 393 руб.

Оспариваемым решением N464 от17.03.2008 года налоговым органом отказано МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в возмещении НДС в сумме 2 662 393 руб.

Как указано выше, основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе заявителю в возмещении НДС:

- в сумме 2 216 217 руб. послужил тот факт, что данная сумма возмещена Обществу по первичной декларации;

- в сумме 446 176 руб. послужил вывод налогового органа о том, что получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным ценам и тарифам, выделялись на оплату подлежащих налогообложению НДС услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, следовательно, такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом правомерно отказано налогоплательщику в возмещении НДС за апрель 2007 года по следующим основаниям.

Решением ИФНС России по Кировскому району города Астрахани N569 от 21.08.2007 года, имеющимся в материалах дела, МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» уже был возмещен НДС за апрель 2007 года в сумме 2 216 217 руб., следовательно, решение налогового органа N464 от 17.03.2008 года в части отказа в повторном возмещении данной сумы является правомерным.

В части отказа в возмещении НДС заявителю в сумме 446 176 руб. решение налоговой инспекции так же является правомерным, поскольку, как указано выше, Обществом налог был выставлен к уплате и получен, он подлежит перечислению в бюджет в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права. По делу следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

В связи с отменой судебного акта, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в суде апелляционной инстанции, в сумме 1000 руб. подлежат взысканию МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» в пользу ИФНС России по Кировскому району города Астрахани.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от «18» июля 2008 года по делу NА06-2845/2008-24 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» требований о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани N 464 от 17.03.08 г. об отказе в возмещении НДС в сумме 2 662 393 руб. и обязании ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани возвратить сумму излишне уплаченного НДС за апрель 2007 г. в размере 446 176 руб. - отказать.

Взыскать с МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» в пользу ИФНС России по Кировскому району города Астрахани расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные в суде апелляционной инстанции.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Астраханской области.

     Председательствующий
Ю.А.Комнатная
Судьи
С.Г.Веряскина
Н.В.Луговской

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А06-2845/2008
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 октября 2008

Поиск в тексте