ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2007 года Дело N А09-8160/06

Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2007г. Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2007г. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Стахановой В.Н.

судей Тимашковой Е.Н., Игнашиной Г.Д.

по докладу судьи Стахановой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.12.2006

по делу N А09-8160/06-20 (судья Копыт Ю.Д.) по заявлению ООО «Полимер», г. Брянск к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Брянской области о признании недействительным решения N 13 от 25.10.2006 и обязании списать задолженность по пене и штрафу в заседании приняли участие представители:

от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Полимер» (далее - ООО «Полимер», Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 13 от 25.10.2006 «О прекращении права на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным, региональным и местным бюджетами» и обязании списать задолженность по пене и штрафу в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.12.2006 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 14.12.2006 по делу N А09-8160/06-20 отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган, ссылаясь на Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 «Об утверждении правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002», полагает, что реструктурированная задолженность должна быть погашена налогоплательщиком в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации. Таким образом, поскольку решение о реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пени и штрафам в отношении ООО «Полимер» вынесено Инспекцией 05.05.2000, следовательно, последний платеж должен быть произведен Обществом до 05.05.2004.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Полимер» просит оставить ее без удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - без изменения, считая его законным и обоснованным.

Стороны, извещенные в установленном порядке о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела, с учетом доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Брянской области от 14.12.2006 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговым органом принято решение N 24 от 05.05.2000, которым Обществу предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом в сумме 46 994 руб., в том числе по налогам 22 394 руб., штрафам и пени 24 600 руб.

Данным решением утвержден график погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет с периодичностью один раз в квартал.

10.06.2004 Общество осуществило последний платеж по налогам, после чего неоднократно обращалось к налоговому органу с просьбой о списании задолженности по пени и штрафу.

Инспекция письмами от 02.08.2004 N ВМ-09-31/26711 и от 12.08.2004 N ВМ-09-31/27539 сообщила, что списание пени и штрафа не представляется возможным, поскольку Общество пропустило установленный Постановлением Правительства от 03.09.1999 N 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» четырехлетний срок, исчисляемый, по мнению Инспекции, с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации.

Инспекцией принято решение N 13 от 25.10.2006 о прекращении права на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным, региональным и местным бюджетами, которым прекращено действие решение N 24 от 05.05.2000 о порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным, региональным и местным бюджетами по состоянию на 01.10.2006, всего в сумме 22 438,45 руб., в т.ч. по пеням - 22 228 руб., по штрафам - 210,45 руб. Кроме того, указанным решением возобновлено начисление пени с момента принятия решения и применение мер принудительного взыскания задолженности.

Не согласившись с решением налогового органа от 25.10.2006 N 13, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно прищел к выводу о том, что у налогового органа не было оснований для принятия оспариваемого решения ввиду отсутствия доказательств нарушения Обществом условий, дающих право на полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (далее - Постановление N 1002) утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок).

Согласно п. 4 этого Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

При этом п.5 Порядка проведения реструктуризации предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное (в течение двух и четырех лет) погашение задолженности по налогам и сборам и положительные последствия такого погашения - списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.

Статьей 138 Закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» (далее - Закон о федеральном бюджете на 2002 год) установлено, что, начиная с 2002 года, производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением N 1002 и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 138 Закона о федеральном бюджете на 2002 год принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 «О списании суммы задолженности по пеням и штрафам» (далее - Постановление N 269).

Указанным Постановлением установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с Постановлением N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определенными этим министерством.

Согласно п. п. 1, 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением N 1002, утвержденных Приказом МНС РФ от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 (далее - Правила), при погашении реструктурируемой задолженности территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.

В соответствии с п. 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Из приведенных норм следует, что одним из условий списания задолженности по пеням и штрафам является досрочное, то есть до наступления срока погашения задолженности по пеням и штрафам, погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам. Кроме того, досрочное погашение задолженности по налогам и сборам означает досрочное выполнение установленного графика погашения задолженности.

При этом п. 1 Порядка предусмотрено, что задолженность по налогам и сборам, а также задолженность по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом погашаются поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.

Из материалов дела усматривается, что решением N 24 от 05.05.2000 Инспекция разрешила Обществу реструктуризацию кредиторской задолженности и утвердила график погашения задолженности с периодичностью раз в квартал, начиная с III квартала 2000 года (15.09.2000).

Судом первой инстанции правомерно указано, что списание задолженности по пеням и штрафам осуществляется при условии досрочного погашения суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам. При этом досрочное погашение задолженности по налогам и сборам означает досрочное выполнение установленного графика погашения задолженности.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что четырехлетний срок, по истечении которого у налогоплательщика возникает право на списание задолженности по пеням и штрафам, должен исчисляться со срока начала уплаты задолженности по графику.

В данном случае, указанный срок истекал 15.06.2004.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, последний платеж был произведен Обществом 10.06.2004, в связи с чем налоговый орган обязан был произвести списание задолженности по пеням и штрафам.

Довод налогового органа о том, что в соответствии с Правилами списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением N 1002, утвержденными Приказом МНС РФ от 30.04.2002 N БГ-3-29/235, реструктурированная задолженность должна быть погашена налогоплательщиком в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации, не может быть принят судом во внимание, поскольку такого условия списания задолженности по пеням и штрафам не установлено Порядком, который определяет порядок и условия списания долга по пеням и штрафам.

Установление в Правилах иного порядка определения срока досрочного погашения задолженности для списания задолженности по пеням и штрафам не может быть признано допустимым в силу п. 1 ст. 4 НК РФ.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.

Руководствуясь ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.12.2006 по делу N А09-8160/06-20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

     Председательствующий
В.Н.Стаханова

Судьи
 Е.Н. Тимашкова
Г.Д. Игнашина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка