ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2008 года Дело N А54-3508/07

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2008 года. Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2008 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Игнашиной Г.Д.,

судей Полынкиной Н.А., Тучковой О.Г.,

по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Сити»

на решение Арбитражного суда Рязанской области

от 06.12.2007 г. по делу N А54-3508/07 (судья И.А. Ушакова)

по заявлению ООО «Сити»

к главе муниципального образования - городской округ г. Сасово

3-и лица: Сасовская городская Дума, Администрация муниципального образования -Городской округ г. Сасово в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, МУП «Центр по инвентаризации, оценке и экспертизе недвижимости», Сасовская межрайонная прокуратура Рязанской области о признании незаконным бездействия

при участии:

от заявителя: Столяров М.Ю. по доверенности, Марютин К.А. по доверенности, от ответчика: не явился, извещен надлежаще,

от 3-их лиц: не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

Дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 19 февраля 2008 года.

ООО «Сити» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия Главы муниципального образования -городской округ г. Сасово Рязанской области (далее - Глава), выразившееся в невыдаче разрешения на строительство культурно-досугового центра по адресу: микрорайон "Северный" (район жилого дома N15), площадью 1440,0 кв.м., и обязании главы муниципального образования - городской округ г. Сасово Рязанской области выдать разрешение на строительство указанного культурно-досугового центра.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2007 г. в удовлетворении требований отказано.

Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в соответствии с п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ.

Как установлено судом, 18.05.2006 г. Общество обратилось к Главе с заявлением о выделении земельного участка площадью 1440 кв.м, расположенного по адресу: микрорайон "Северный" в районе рынка, под строительство культурно-досугового центра.

05.06.2006 г. Администрацией муниципального образования городской округ г. Сасово принято постановление N 764 о проведении опроса не менее 50 граждан по вопросу строительства культурно-досугового центра по адресу: г.Сасово, микрорайон "Северный" (район рынка).

Муниципальным унитарным предприятием "Центр по инвентаризации, оценке и экспертизе недвижимости" (МУП "ЦИОЭН") заключен договор подряда N 6, в соответствии с которым провести опрос граждан с целью изучения общественного мнения поручалось гражданке Морозовой Илге Ивановне.

Как следует из протокола опроса, проведенного 27.06.2006 г., опрошен 51 житель, за строительство культурно-досугового центра высказалось 50 человек, против - 1.

Акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка утверждены главой администрации муниципального образования.

20.04.2006г. главой администрации городского округа г. Сасово принято постановление N 551 об утверждении проекта границ земельного участка площадью 1440,0кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, г.Сасово, микрорайон "Северный" (между ж/д N15 и территорией рынка), вид использования (с учетом внесенного изменения постановлением от 26.07.2007г. N1034) - строительство культурно-досугового центра.

14.09.2006г. Сасовской городской Думой принято решение N 238 (т.2л.д.72) о разрешении Администрации в порядке, установленном действующим законодательством, предоставить вновь отводимые земельные участки в аренду, в том числе участок, расположенный по адресу: г.Сасово, микрорайон "Северный" (район рынка), площадью 1440,0 кв.м.

Объявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка размещено в газете "Призыв из Сасово" за 01.01.2007г.

Поскольку поступило несколько заявок на указанный земельный участок, 27.03.2007 г. в газете "Призыв из Сасово" Комитетом по управлению муниципальным имуществом размещена информация об объявлении торгов в форме открытого конкурса на право аренды земельного участка с кадастровым номером 62:27 001 06 01:0148, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Сасово, микрорайон "Северный" (район ж/дN15), площадью 1440,0кв.м.

По результатам торгов (протокол N1/07 от 27.04.2007 г.) победителем конкурса признано Общество.

По результатам конкурса между Администрацией муниципального образования городской округ г. Сасово и Обществом заключен договор аренды земельного участка NС-29-07 от 27.04.2007г. с разрешенным использованием под строительство культурно-досугового центра на срок с 27.04.2007г. по 27.04.2010г. (т.1л.д.14).

30.05.2007 г. Общество обратилось к Главе муниципального образования городской округ г. Сасово с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

29.06.2007г. Общество повторно обратилось с заявлением по вопросу выдачи разрешения на строительство.

04.07.2007 г. письмом Главы муниципального образований городской округ г. Сасово N 595 Обществу направлено решение Сасовской городской Думы от 21.06.2007г. N 125.

Согласно названному решению удовлетворено представление Сасовской межрайонной прокуратуры от 13.06.2007г. N 121 ж-07 об устранении нарушений действующего законодательства, в связи с чем приостановлено действие п.2 решения Сасовской городской Думы от 14.09.2006 г. N238 "О разрешении предоставления вновь отводимых земельных участков в аренду" и решено провести повторный опрос граждан для изучения общественного мнения относительно строительства культурно-досугового центра по адресу: микрорайон "Северный" (район ж/д N15), площадью 1440,0 кв.м.

Поскольку разрешение на строительство выдано не было, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Главы, выразившееся в невыдаче разрешения на строительство культурно-досугового центра по адресу: микрорайон "Северный" (район жилого дома N15) площадью 1440,0 кв.м. и обязании Главы выдать разрешение на строительство указанного культурно-досугового центра.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того, что был нарушен порядок предоставления земельного участка, а именно нарушен порядок проведения опроса граждан что является основанием для невыдачи разрешения на строительство. Суд первой инстанции также отметил, что согласно данным повторного опроса жителей, большинство их высказалось против строительства культурно-досугового центра.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Главы по следующим основаниям.

В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.

Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

В соответствии со ст. 29 Устава муниципального образования - городской округ г. Сасово (в редакции, действующей до истечения срока полномочий Сасовской городской Думы) к полномочиям главы муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области относится, в том числе, выдача разрешений на строительство.

Статьей 51 ГрК РФ установлен порядок выдачи разрешения на строительство.

Так, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (ч.7)

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч.11).

Как следует из материалов дела, к заявлению Общества о выдаче разрешения на строительство приложен договор аренды земельного участка N С-29-07 от 27.04.2007г. с разрешенным использованием - под строительство культурно-досугового центра на срок с 27.04.2007 г. по 27.04.2010 г., заключенный на торгах и являющийся по смыслу указанной нормы правоустанавливающим документом на спорный земельный участок.

Судом установлено, что единственным основанием для невыдачи разрешения на строительство послужило решение Сасовской городской Думы от 21.06.2007г. N 125, согласно которому удовлетворено представление Сасовской межрайонной прокуратуры от 13.06.2007г. N 121 ж-07 об устранении нарушений действующего законодательства, в связи с чем приостановлено действие п.2 решения Сасовской городской Думы от 14.09.2006 г. N238 "О разрешении предоставления вновь отводимых земельных участков в аренду" и решено провести повторный опрос граждан по изучению общественного мнения относительно строительства культурно-досугового центра по адресу: микрорайон "Северный" (район ж/д N15), площадью 1440,0 кв.м.

Вместе с тем п. 2 ст. 449 ГК РФ предусмотрено, что необходимым условием для признания недействительным договора, заключенного по результатам торгов, является признание недействительными торгов.

Названный договор аренды земельного участка в судебном порядке не оспорен и является действующим. Торги, на которых заключен указанный договор, также не были признаны недействительными судом.

Выводы о нарушении порядка проведения опроса населения в рассматриваемом случае существенного значения для дела не имеют по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Как следует из п. 2.4.5 Порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территории города Сасово Рязанской области, утвержденного решением Сасовской городской Думы от 07.07.2005 N 125, опрос граждан может проводиться на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления и учета мнения населения при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Таким образом, несогласие большинства жителей с предстоящей застройкой земельного участка не влечет за собой безусловный отказ в предоставлении названного земельного участка для соответствующей застройки.

С учетом изложенного спорный договор аренды является надлежащим правоустанавливающим документом на спорный земельный участок, в связи с чем оснований для невыдачи разрешения по причине нарушения порядка предоставления земельного участка не имелось.

Более того, согласно п.3 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу прямого указания названной нормы Глава в десятидневный срок обязан был либо выдать разрешение на строительство либо отказать в выдаче такого разрешения. При этом полномочиями по проверки обоснованности предоставления земельного участка для строительства орган местного самоуправления не наделен. Такого основания для отказа в выдаче разрешения как нарушение порядка предоставления земельного участка, нормы ГрК РФ не содержат.

Как следует из материалов дела (отметки о приеме заявления в т. 1 на л.д. 79), заявление о выдаче разрешения на строительство подано Обществом Главе муниципального образования 30.05.2007 г.

Вместе с тем ни одного из указанных действий (выдать разрешение или отказать в выдаче разрешения) Главой муниципального образования совершено не было.

Письмо Главы муниципального образований городской округ г. Сасово N 595 от 04.07.2007 г. не может быть расценено как отказ в выдаче разрешения, поскольку оно, по сути, является сопроводительным письмом к решению Сасовской городской Думы от 21.06.2007 г. N 125. Более того, названное письмо направлено 04.07.2007 г., то есть с существенным нарушением установленного ст. 51 ГРК РФ десятидневного срока.

Учитывая изложенное, бездействие Главы муниципального образования, выразившееся в невыдаче разрешения на строительство противоречит ст. 51 ГрК РФ.

Названное бездействие также нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере, поскольку деятельность Общества согласно Уставу направлена на получение прибыли, вследствие чего оспариваемое бездействие Главы муниципального образования прямо препятствует Обществу в осуществлении предпринимательской деятельности.