• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2008 года Дело N А68-8179/07

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2008 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Тимашковой Е.Н.,

Судей Полынкиной Н.А., Тучковой О.Г.,

по докладу судьи Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Гео-Строй» (N20АП-1042/2008)

на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.02.08 (судья Рыжикова Н.А.) по делу NА68-8179/07-491/8

по заявлению: ООО «Гео-Строй» к Администрации г.Тулы, третье лицо: Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, о признании незаконными действий по отказу в оформлении прав на земельный участок, при участии:

от заявителей: Дьяченко В.И. - представитель (дов. от 26.02.07 б/н), от ответчика: не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, от третьих лиц: не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Гео-Строй» (далее - ООО «Гео-Строй», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Администрации г.Тулы (далее - Администрация) о признании незаконными действий об отказе в оформлении права на земельный участок по адресу: г.Тула, Новомосковское шоссе, 52, изложенных в письме Администрации г.Тулы от 04.09.07 N9047к, так как чертеж границ земельного участка в Администрации имеется (с учетом уточнения (л.д.53).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы (далее - Комитет).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.02.08 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 28.07.06 (л.д.25-26) ООО «Гео-Строй» приобрело у Общественной организации «Тульская Федерация Профсоюзов» и Общественной организации «Федерация Независимых Профсоюзов России» 8 объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Тула, Новомосковское шоссе, 52:

- административно - бытовой корпус (литеры А, А1, А2, АЗ, А4);

- гараж (литера Б);

- профилакторий (литера Е);

- склад (литера В) с пристройками (литеры В1, В2);

- гараж-бокс (литеры Г, Г1);

- профилакторий (литера Д) с гаражом (литера Д1) и венткамерой (литера Д2);

- гараж-мастерскую (литера Б1);

- трансформаторную подстанцию (литера ТП).

На данные объекты заявителем зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельствами 71 АБ N222177, 71 АБ N222178, 71 АБ N222179, 71 АБ N222180, 71 АБ N222181, 71 АБ N222182, 71 АБ N222183, 71 АБ N222184 от 11.09.06 (л.д.6-13).

До продажи объектов земельный участок площадью 20030 кв.м был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование объединению «Тулатурист», что подтверждается свидетельством N874 от 17.11.92 (л.д.38).

22.08.07 ООО «Гео-Строй» обратилось в Администрацию г.Тулы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20030 кв.м., расположенного по адресу: г. Тула, Новомосковское шоссе, 52, с приложением восьми свидетельств о регистрации права собственности на объекты недвижимости, технического паспорта объекта (л.д.34-36).

Письмом от 04.09.07 N9047к Администрация г. Тулы сообщила, что ООО «Гео-Строй» не представлен проект границ земельного участка либо его кадастровый план, в связи с чем в настоящее время не представляется возможным рассмотреть вопрос о возможности предоставления земельного участка в собственность, а также было предложено повторно обратиться с заявлением установленной формы о предоставлении земельного участка с приложением проекта границ земельного участка (л.д.37).

Полагая, что данным письмом Администрация г. Тулы отказала ООО «Гео-Строй» в оформлении права собственности на земельный участок, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2).

Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в пункте 2 статьи 125 ГК РФ.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. N137-ФЗ и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Согласно ст. 21 Устава г.Тулы распоряжение объектами муниципальной собственности, в том числе и земельными участками, осуществляется администрацией города.

В силу указанных выше нормативных правовых актов, Администрация города осуществляет права собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.01 N178-Ф3 установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 настоящего Кодекса, на основании которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Исходя из п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ и ст.552 ГК РФ по договору продажи объектов недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

При этом согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п.3 ст.33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Таким образом, органами, уполномоченными распоряжаться земельными участками, права на застроенный земельный участок при смене собственника строения передаются по процедуре первичного предоставления участка, новый собственник недвижимости имеет право на использование той части земельного участка, которая действительно необходима для выполнения соответствующих видов деятельности.

В статье 36 Земельного кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

В соответствии с п.7.1 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы», утвержденного решением Тульской городской думы от 10.07.02 N11/180, для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются с заявлением о приобретении права на земельный участок на имя Главы города Тулы.

Если заявленный участок не поставлен на государственный кадастровый учет и отсутствует самостоятельно изготовленный согласованный с уполномоченными муниципальными органами проект границ этого земельного участка, то согласно п.7.2 Положения, заявление должно содержать просьбу обеспечить изготовление проекта границ земельного участка.

Как усматривается из материалов дела, Общество является собственником восьми объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 71:30:05 04 16:0028 площадью 39481 кв.м.

При этом в момент обращения заявителя с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность границы испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 20030 кв.м в установленном порядке не определены. Кадастровый план к заявлению о предоставлении земельного участка последним приобщен не был. Также не был приобщен к заявлению и Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей с чертежом границ земель, находящегося в пользовании (л.д.40-44, л.д.36).

С просьбой об изготовлении кадастровой карты земельного участка и утверждении проекта его границ в порядке п.7 ст.36 ЗК РФ ООО «Гео-Строй» в Администрацию г. Тулы также не обращалось.

Кадастровый план, как следует из материалов дела, имеется только на земельный участок площадью 39 481 кв.м (л.д.94).

На основании изложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предложение Администрации г.Тулы повторно обратиться с заявлением установленной формы о предоставлении земельного участка с приложением недостающего проекта границ земельного участка является правомерным. При этом письмо Администрации 04.09.07 N9047к не содержит отказ в предоставлении земельного участка.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что размеры испрашиваемого земельного участка определены прежним собственником и имеется план земельного участка (который представляет собой чертеж границ земель, находящихся в пользовании), а также технический паспорт и государственный акт о предоставлении указанной площади в постоянное (бессрочное) пользование, и поэтому составления проекта границ испрашиваемого земельного участка не требуется, не может быть принят во внимание судом.

В силу п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

При этом границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно п.п.7.1, 7.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы», утвержденного Решением Тульской городской думы от 10.07.02 N11/180, для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок на имя Главы г.Тулы. В заявлении должен быть указан полный перечень расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений (в соответствии с данными технической инвентаризации) с указанием документов, подтверждающих право собственности либо иное право на здания (помещения), строения, сооружения.

Как установлено судом, 22.08.07 ООО «Гео-Строй» обратилось в Администрацию г.Тулы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20030 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, Новомосковское шоссе, 52, с приложением восьми свидетельств о регистрации права собственности на объекты недвижимости, технического паспорта объекта.

Вместе с тем, согласно данным государственного земельного кадастра по этому адресу числится земельный участок с кадастровым номером N71:30:05 04 16:0028, общей площадью 39481 кв.м.

Кроме того, на данном земельном участке, помимо 8 объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Гео-Строй», находятся еще 7 объектов (лит.Д2, Д3, Д4, Ж,З,К,Ф), не принадлежащих Обществу на праве собственности.

Согласно материалам дела участок, необходимый для эксплуатации приобретенных Обществом 8 объектов недвижимости, равен 20030 кв.м.

Кадастровый план необходимого участка отсутствует, проект его границ не утверждался.

Таким образом, ООО «Гео-Строй» должно было обратиться в установленном порядке в Администрацию г.Тулы с просьбой изготовить кадастровый план земельного участка площадью 20030 кв.м и утвердить проект его границ.

Довод жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о том, что представленный Обществом план границ не соответствует требованиям, установленным Положением о порядке составления проектов границ земельных участков, утвержденным постановлением Главы города Тулы от 09.06.03 N796, не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.

Указанное Положение определяет состав, содержание и порядок оформления проектов территориального землеустройства в виде проектов границ земельных участков (в дальнейшем - Проект), изготовляемых при образовании новых или упорядочении существующих земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории города Тулы, в т.ч. при:

- предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков;

- изменении границ существующих земельных участков (составляется при наличии правоудостоверяющего документа на земельный участок и сведений о его границах в государственном земельном кадастре), в случае:

1) раздела существующего земельного участка с целью образования самостоятельных земельных участков,

2) присоединения к существующему земельному участку смежного с ним земельного участка или его части,

3) выдела из существующего земельного участка его части (частей) с присоединением ее (их) к землям общего пользования или резервным землям;

- восстановлении границ земельного участка (составляется при наличии правоудостоверяющего документа на земельный участок, оформленного без чертежа границ земельного участка) и установлении их на местности и отсутствии сведений о его границах в государственном земельном кадастре;

- изъятии (выкупе) земельных участков или их частей для государственных или муниципальных нужд.

В этой связи, поскольку план земельного участка, представленный Обществом исходя из данных технического паспорта и государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей, составлен без фактического установления границ на местности, а сведения государственного земельного кадастра содержат информацию только о земельном участке общей площадью 39481 кв.м., ссылка суда первой инстанции на несоответствие плана участка Положению о порядке составления проектов границ земельных участков является правомерной.

Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемые действия органа местного самоуправления не противоречат нормам Земельного кодекса Российской Федерации и при этом не нарушают права ООО «Гео-Строй» на предоставление в собственность земельного участка, необходимого для использования принадлежащей ему недвижимости.

Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая сказанное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 04.02.08 по делу NА68-8179/07-491/8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

     Председательствующий
 Е.Н. Тимашкова
 Судьи
Н.А.Полынкина
 О.Г.Тучкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А68-8179/07
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 апреля 2008

Поиск в тексте