ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2008 года Дело N А54-1036/2008

26 декабря 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2008 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2859/2008) администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 июня 2008 года по делу N А54-1036/2008 C3 (судья Савина Н.Ф.) , принятое

по заявлению администрации г. Рязани

к ТУ ФАУФИ по Рязанской области,

третье лицо: Рязанская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации,

о признании недействительным распоряжения от 12.12.2007 N470-р и акта приемки-передачи имущества от 11.01.2008,

при участии:

от заявителя: Подколзин И.А. - гл.специалист-юрисконсульт (доверенность от 07.08.2008 N09/1-66), от ответчика: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от третьего лица: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

администрация города Рязани (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области (далее - ТУ ФАУФИ по Рязанской области, Управление) о признании недействительными распоряжения от 12.12.2007 N470-р «О безвозмездной передаче имущества Российской Федерации, закрепленного на праве оперативного управления за Рязанской квартирно-эксплуатационной частью Московского военного округа, в муниципальную собственность муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области» и акта приема-передачи имущества от 11.01.2008.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Рязанская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.06.2008 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными распоряжения от 12.12.2007 N470-р «О безвозмездной передаче имущества Российской Федерации, закрепленного на праве оперативного управления за Рязанской квартирно-эксплуатационной частью Московского военного округа, в муниципальную собственность муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области» и акта приема-передачи имущества от 11.01.2008 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области в части передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области канализационно-насосной станции, общей протяженностью 61,7 кв.м, балансовой стоимостью 255,7 тыс. руб., расположенной по адресу: г. Рязань, пл. Маргелова, д.1. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка представителей указанных сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие данных лиц.

Согласно ч.5 ст.268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, апелляционная инстанция проверяет решение суда только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя заявителя, изучив доводы, изложенные в жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит частичной отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Рязанская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа (далее - Рязанская КЭЧ) является учреждением, созданным Министерством обороны РФ.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» распоряжением Территориального управления от 01.03.2006 N310-р объекты жилищного фонда, социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской КЭЧ были переданы в муниципальную собственность г. Рязани.

Домоуправления NN1, 3 и 4 Рязанской КЭЧ, созданные непосредственно для эксплуатации указанного выше жилищного фонда, были ликвидированы.

Жилой дом N48, расположенный в Октябрьском городке г. Рязани, был введен в эксплуатацию 27.12.2006 и поэтому не вошел в состав имущества, передаваемого в муниципальную собственность согласно распоряжению Территориального управления от 01.03.2006 N310-р.

Жилой дом N48 и коммуникационные сети находятся в федеральной собственности и закреплены за Рязанской КЭЧ на праве оперативного управления.

10.12.2007 Рязанская КЭЧ представила в Управление пакет документов для передачи жилого дома с коммуникационными сетями из федеральной собственности в муниципальную собственность.

12.12.2007 Территориальным управлением было издано распоряжение N470-р «О безвозмездной передаче имущества Российской Федерации, закрепленного на праве оперативного управления за Рязанской квартирно-эксплуатационной частью Московского военного округа, в муниципальную собственность муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области».

Согласно приложению к распоряжению в муниципальную собственность передается следующее имущество: многоквартирный дом, лит. А (за исключением служебных квартир NN1, 3, 4, 6, 8, 9, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 61, 62, 63, 65, 66, 67, 69, 71,72 и незаселенных квартир NN5, 7, 60, 70), тепловые сети, наружное освещение, кабельная линия - 0,4 КВ, наружный газопровод, внеплощадочные сети телефонизации, внеплощадочные сети радиофикации, наружный водопровод, наружная канализация, вынос канализации от КК сущ. 1 до КК сущ. с 12 колодцами. Указанное имущество расположено по адресу: г. Рязань, Октябрьский городок, д. 48.

Кроме того, в муниципальную собственность передается нежилое здание (канализационно-насосная станция), расположенное по адресу: г. Рязань, пл. Маргелова, д.1.

18.12.2007 Рязанская КЭЧ направила в адрес администрации города Рязани распоряжение от 12.12.2007 N470-р, а также акты приема-передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность для их подписания.

Администрация города Рязани указанные акты не подписала и 04.02.2008 возвратила их Рязанской КЭЧ.

11.01.2008 Территориальным управлением был утвержден акт приема-передачи имущества Российской Федерации, закрепленного на праве оперативного управления за Рязанской КЭЧ, в муниципальную собственность муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области.

Не согласившись с распоряжением и актом приема-передачи имущества, полагая, что данное распоряжение принято в нарушение ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N122-ФЗ, в отсутствие согласия органа местного самоуправления на его принятие, без учета законных интересов последнего, без учета наличия дополнительных незапланированных финансовых затрат и что невозможно в дальнейшем зарегистрировать право муниципальной собственности на переданный жилой дом, так как часть квартир остается в федеральной собственности, администрация г.Рязани обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Территориальное управление издало оспариваемое распоряжение в пределах своих полномочий и в рамках действующего федерального законодательства. Также судом установлено, что имущество, перечисленное в приложении к распоряжению N470-р, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области и его содержание относится к вопросам местного значения городского округа, в связи с чем подлежит передаче в муниципальную собственность.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный акт, решение могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением прав заявителя.

В соответствии с подп. «г» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации поручено до 1 января 2005 г. передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В силу ч. 4 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131-ФЗ) в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 данной статьи, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда - ч. 3 ст. 50 Закона N131-ФЗ.

В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Перечень имущества, подлежащего отнесению к федеральной собственности, приведен в абзацах 2, 3, 4 ч. 11 ст. 154 упомянутого Федерального закона. При этом передаваемое в соответствии с оспариваемым по настоящему делу распоряжением имущество (жилой дом) в этом перечне не поименовано.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Правом распоряжения федеральным имуществом в силу пунктов 1,5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N691, обладает только Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества.

Согласно пункту 1 приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N241 "О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества" соответствующее управление принимает решение о передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, за исключением специализированного жилищного фонда, в том числе и общежитий.

Из изложенного следует, что управление является органом, осуществляющим права собственника в отношении указанного выше имущества, и наделено полномочиями распоряжаться им, следовательно, оспариваемый ненормативный акт принят в пределах полномочий управления.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Рязань, Октябрьский городок, д.48, относится к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения, и не является ни одной из указанных в п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности.

В силу ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности городских округов может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 85 названного Федерального закона находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2001 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

При этом в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеупомянутый жилой дом со всеми коммуникациями в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства подлежит передаче на безвозмездной основе из федеральной собственности в муниципальную собственность на основании решения управления.

Ссылка Администрации на выводы, содержащиеся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.07 N828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку названным определением положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 N122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.

В то же время апелляционная инстанция полагает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене ввиду следующего.

В соответствии с оспариваемым распоряжением от 12.12.2007 N470-р (т.1, л.8-9) в муниципальную собственность передается федеральное имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению.

Согласно Перечню имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, передаче подлежит многоквартирный дом.

В то же время в муниципальную собственность передается не весь многоквартирный дом, а только его часть (за исключением служебных квартир NN1, 3, 4, 6, 8, 9, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 61, 62, 63, 65, 66, 67, 69, 71,72 и незаселенных квартир NN5, 7, 60, 70).

Таким образом, предполагается, что часть квартир остается в федеральной собственности.

Передача же в собственность муниципального образования многоквартирного жилого дома предполагает в последующем регистрацию права собственности на передаваемый объект за муниципальным образованием.

В соответствии с положениями ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан

К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната (п.1 ст.16 ЖК РФ).

В силу п. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.