ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 года Дело N А69-1026/07-5

г. Красноярск

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Дунаевой Л.А., Бычковой О.И.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Тувинские авиационные линии»

на решение Арбитражного суда Республики Тыва от «11» июля 2007 года по делу N А69-1026/07-5, принятое судьей Ханды А.М.,

по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле

к федеральному государственному унитарному предприятию «Тувинские авиационные линии»

о взыскании 477 707 руб. задолженности по уплате страховых взносов

В судебном заседании участвовали:

от ФГУП «Тувинские авиационные линии»: Цыганенко З.В., представитель по доверенности N 21\94 от 06.02.2007.

Протокол настоящего судебного заседания велся секретарем судебного заседания Снытко Е.А.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании «19» сентября 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено «20» сентября 2007 года.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию «Тувинские авиационные линии» (далее - предприятие, ответчик) о взыскании 477 707 руб. задолженности по уплате страховых взносов.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 11.07.2007 с федерального государственного унитарного предприятия «Тувинские авиационные линии» взыскана недоимка по страховым взносам по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в размере 477 707 руб.

ФГУП «Тувинские авиационный линии» обратилось с апелляционной жалобой, в которой с указанным решением не согласно по следующим основаниям: заявленное управлением требование о взыскании задолженности по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд в размере 477 707 руб. не является задолженностью по текущим платежам (т.е. за период с 07.06.2007) и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве.

Управление в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 97791, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие управления.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Управлением в адрес предприятия выставлено требование N 1 от 12.02.2007 об уплате задолженности по страховым взносам по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за период с 01.10.2006 по 31.12.2006, с учетом платежей на 12.02.2007, в размере 477 707 руб. Предприятию предложено погасить задолженность в срок до 27.02.2007. В связи с неисполнением требования N 1 от 12.02.2007 и не оплатой указанных страховых взносов в установленный срок управлением принято решение N 1 от 27.02.2007 о взыскании недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в размере 477 707 руб.

Неисполнение указанных требования и решения послужило основанием для обращения управления 25 мая 2007 года в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о взыскании указанной задолженности по уплате страховых взносов.

В судебном заседании представитель предприятия пояснил, что наличие указанной задолженности в сумме 477 707 руб. не оспаривает.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 17.04.2007 по делу N А69-650/07-10 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Управления по Республике Тыва о признании несостоятельным (банкротом) федерального государственного унитарного предприятия Тувинские авиационные линии», возбуждено дело о банкротстве предприятия.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 07.06.2007 по делу N А69-650/07-10 заявление Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Управления по Республике Тыва о признании несостоятельным (банкротом) федерального государственного унитарного предприятия Тувинские авиационные линии» признано обоснованным, на предприятии введена процедура наблюдения сроком на 3 месяца до 07.09.2007.

Задолженность по уплате страховых взносов в сумме 477 707 руб. в составе требований налогового органа не заявлялась и арбитражным судом по делу о банкротстве не устанавливалась.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - ФЗ N 167) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (далее ФЗ N 155) определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты.

Статьей статье 4 ФЗ N 155 для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14 процентов выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц в денежном выражении по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования.

Согласно статье 5 ФЗ N 155 финансирование расходов на выплаты установленных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации производится за счет поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов.

Исходя из анализа содержания указанных норм права следует, что страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному в соответствии с нормами Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» по своей правовой природе являются страховыми взносами, установленными Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями установлены статьей 24 ФЗ N 167. В силу пункта 2 статьи 24 ФЗ N 167 ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, а разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, сроки уплаты страховых взносов по установленному дополнительному тарифу для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации сверх предусмотренных тарифов не должны отличаться от сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленных ФЗ N 167.

Следовательно, срок исполнения обязанности предприятия по уплате задолженности по страховым взносам в сумме 477 707 руб. за период с 01.10.2006 по 31.12.2006 наступил 05.02.2007. Указанную сумму задолженности на основании расчета за 4 квартал 2006 года предприятие не оспаривает.

Порядок взыскания страховых взносов предусмотрен статьей 25 ФЗ N 167. Так, в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ч. 4 ст. 25 ФЗ N 167). Поскольку заявленная ко взысканию с предприятия сумма страховых взносов превышает пятьдесят тысяч рублей, то обращение управления в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке является правомерным.

Срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания недоимки по страховым взносам в судебном порядке, управлением соблюден.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности) обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. К указанным обязательным платежам относятся спорные страховые взносы.

Как следует из материалов дела, заявление о признании предприятия банкротом принято к производству Арбитражным судом Республики Тыва 17.04.2007, спорная задолженность образовалась за период с 01.10.2006 по 31.12.2006, срок уплаты страховых взносов наступил 05.02.2007. Таким образом, данные страховые взносы не являются текущим платежами в соответствии с Законом о несостоятельности, поскольку возникли до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении предприятия.

Вместе с тем, следует учитывать правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении Пленума от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» об особой правовой природе страховых взносов. В соответствии с пунктом 15 указанного постановления судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.

Таким образом, требования управления в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), подлежат рассмотрению судом в общем порядке, то есть в порядке, предусмотренном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций». При этом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат взысканию в очередности, предусмотренной в абзаце 4 части 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции о взыскании с предприятия недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в размере 477 707 руб. является правильным, а доводы предприятия о рассмотрении данного требования в деле о банкротстве и включении оспариваемых требований управления в реестр требований кредиторов - необоснованными.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Поскольку определением от 27.08.2007 предприятию предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. подлежит взысканию с предприятия в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от «11» июля 2007 года по делу N А69-1026/07-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Тувинские авиационные линии» в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
Г.А. Колесникова

Судьи
Л.А. Дунаева
О.И. Бычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка