ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2007 года Дело N А33-3870/2007

г. Красноярск

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кирилловой Н.А.,

судей Магда О.В., Филиповой Л.В.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы, г. Москва,

на определение Арбитражного суда Красноярского края

от «13» июня 2007 года по делу N А33-3870/2007,

принятое судьей Григорьевой М.А.

В судебном заседании участвовал:

от уполномоченного органа - Машкин А.А. - представитель по доверенности от 24.01.2007.

Протокол настоящего судебного заседания вела секретарь судебного заседания Шкреба К.В.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 02 августа 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 02 августа 2007 года.

Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Красноярскому краю обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании отсутствующего должника Боготольский межхозяйственный лесхоз банкротом.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13.06.2007 производство по делу прекращено.

Не согласившись с данным определением, Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 13.06.2007 о прекращении производства по делу отменить, требования уполномоченного органа о признании отсутствующего должника Боготольский межхозяйственный лесхоз банкротом удовлетворить по следующим основаниям:

- требование арбитражного суда первой инстанции о предоставлении налоговым органом доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном количестве имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, не основано на нормах Закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В силу пункта 1 статьи 59 указанного закона все судебные расходы, в том числе расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди при условии, что иное не предусмотрено настоящим Законом или соглашением кредиторов;

- в силу пункта 2 статьи 227 Закона порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников». В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 данного Постановления финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению ФНС России, осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета. Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» по строке 182 предусмотрено финансирование деятельности ФНС России при реализации мероприятий, связанных с процедурами банкротства;

- как показывает практика, при введении упрощенной процедуры банкротства в отношении отсутствующей организации имелись случаи обнаружения конкурсным управляющим имущества должника, реализации и возмещения судебных расходов на проведение процедуры конкурсного производства. В случае административного исключения юридического лица из ЕГРЮЛ все меры защиты прав указанных лиц согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» состоят только в опубликовании сведений о предстоящем исключении лица из ЕГРЮЛ. В случае же ликвидации или банкротства ликвидационная комиссия или соответственно арбитражный управляющий сами принимают меры по выявлению кредиторов юридического лица, получению дебиторской задолженности, организуют при необходимости продажу имущества ликвидируемого юридического лица, обеспечивают равномерное распределение его средств между всеми кредиторами;

- из анализа статей 30, 31 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства от 30.09.2004 N 506, следует, что налоговые органы не являются источниками информации по наличию у налогоплательщиков того или иного имущества, а, следовательно, не обладают данной информацией. В связи с этим предоставление налоговым органом по запросу суда подобной информации возможно только после обращения налогового органа в соответствующие государственные органы.

В настоящее судебное заседание представитель должника не явился. Телеграмма, направленная в адрес Боготольского межхозяйственного лесхоза, с указанием места и времени рассмотрения апелляционной жалобы вручена директору (уведомление N 04381850).

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя должника.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

Боготольский межхозяйственный лесхоз зарегистрирован постановлением администрации Боготольского района N 162 от 12.08.1993 по адресу: Красноярский край, г. Боготол, ул. Школьная, 178.

В пункте 1 Устава Боготольского межхозяйственного лесхоза установлено, что Боготольский межхозяйственный лесхоз создан совхозами путем добровольного объединения части своих финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов для ведения лесного хозяйства в совхозных лесах Боготольского района, рационального использования лесных ресурсов и развития лесных промыслов. Пункт 2 Устава устанавливает, что межхозяйственный лесхоз осуществляет на началах оперативного управления права владения, пользования и распределения закрепленным за ним имуществом, принадлежащим на праве общей собственности колхозам, государству, общественным предприятиям в размерах, соответствующим долям хозяйств-участников.

В соответствии с пунктом 3 Устава Боготольский межхозяйственный лесхоз является юридическим лицом.

Из письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.08.2000 N 30-01-13/283 следует, что Письмом Министерства имущества России от 09.08.2000 N СМ-21/3973 органам по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации в установленном порядке предписано осуществлять прием-передачу имущества межхозяйственных лесхозов.

На собрании уполномоченных представителей хозяйств участников Боготольского межхозяйственного лесхоза, оформленном протоколом от 08.12.1999, принято решение о передаче имущества Боготольского межхозяйственного лесхоза государственному учреждению сельский лесхоз «Боготольский», а также о ликвидации Боготольского межхозяйственного лесхоза.

Распоряжением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от 24.09.2001 N 1191р предписано исключить из Реестра государственного имущества Красноярского края межхозяйственные лесхозы, как юридические лица негосударственной формы собственности.

Документы, подтверждающие ликвидацию Боготольского межхозяйственного лесхоза, в материалах дела отсутствуют.

Боготольский межхозяйственный лесхоз по данным заявителя имеет задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 1 514 128,95 руб., в том числе недоимка по налогам 360 727,13 руб., пени - 1 129 483,66 руб., налоговые санкции - 23 918,16 руб. Соблюдение досудебного порядка подтверждается решением налогового органа о привлечении должника к ответственности N 112 от 18.04.2003, требованием об уплате налогов N 78 по состоянию на 10.04.2001; решением об обращении взыскания N 26 от 29.04.2001; требованием об уплате налога N 447 от 22.05.2003; решением о взыскании налога N 164 от 09.06.2003; решением о взыскании налога N 18 от 12.04.2004; постановлением о взыскании налога N 18 от 12.04.2004. Задолженность по основному платежу составляет 205 280 рублей 29 копеек.

По сведениям уполномоченного органа от 22.02.2007 последняя налоговая отчетность, подтверждающая наличие и размер задолженности, представлена должником за 2000 год.

По данным налогового органа от 28.02.2007 N 03/1169 у Боготольского межхозяйственного лесхоза отсутствуют банковские счета в кредитных учреждениях.

Согласно письму Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 07.02.2007 N 03/001/2006-088 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Боготола, Боготольского и Тюхтетского районов права собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за должником не зарегистрированы.

По данным ФГУП Ростехинвентаризации от 15.02.2007 N 70 сведения о принадлежащем должнику имуществе отсутствуют.

В соответствии со справкой РЭП ГИБДД Боготольского РОВД от 28.02.2007 N12/2281 за предприятием зарегистрировано транспортное средство: ТМЗ 803А, 1984 г.в. регистрационный знак N КЕ8787, государственная форма собственности. 18.03.2000 транспортное средство снято с учета.

Согласно данным Гостехнадзора по г. Боготолу и Боготольскому району от 02.02.2006 за должником зарегистрированная техника не значится.

Согласно акту от 22.02.2007 должник по юридическому адресу не находится, установить местонахождение невозможно.

Из акта судебных приставов - исполнителей от 15.04.2004 следует, что у должника отсутствует имущество, подлежащее описи и аресту.

Уполномоченным органом представлена справка от 28.02.2007 N 03/1224 о невозможности принятия решения об исключении Боготольского межхозяйственного лесхоза по причине подачи заявления уполномоченного органа об имеющейся задолженности у данного предприятия.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пунктом 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В силу статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении могут направляться заявления. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.

Таким образом, применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.

Согласно пунктам 4, 5 указанного постановления одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

В связи с изложенным довод о неправомерности условия предоставления налоговым органом доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном количестве имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, является несостоятельным.

Если имущество должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.

Данные положения соответствуют пункту 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100, согласно которому, если в процессе судебного разбирательства о признании банкротом юридического лица выясняется, что оно отвечает признакам недействующего юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция не представила в суд доказательств наличия у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы.

Ссылка налогового органа на подпункт "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года N 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников», согласно которому финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению ФНС, осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета, неосновательна, поскольку данная норма определяет лишь порядок, но не условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника.

Довод налогового органа о том, что исключение должника из ЕГРЮЛ в административном порядке нарушает права налогового органа, как кредитора, отклоняется на основании пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», согласно которому сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Следовательно, Арбитражный суд Красноярского края пришел к законному и обоснованному выводу о том, что Боготольский межхозяйственный лесхоз является недействующим юридическим лицом и в отношении него подлежит применению специальный (внесудебный) порядок прекращения деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Боготольский межхозяйственный лесхоз не может быть признан банкротом также по иному основанию, в связи со следующим.

Согласно статье 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом может быть признано юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации.

В силу пункта 5 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.

К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (статьи 113, 115, 296, 297), с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители.

Как следует из устава Боготольский межхозяйственный лесхоз не находится в государственной или муниципальной собственности, является предприятием, созданным совхозами и акционерными обществами, собственниками имущества лесхоза являются его учредители, в связи с чем правовое регулирование деятельности предприятия должно определяться нормами об унитарных (казенных) предприятиях.

При указанных обстоятельствах межхозяйственный лесхоз «Боготольский» не может быть признан банкротом и производство по делу подлежит прекращению по пункту 1 части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Арбитражный суд Красноярского края полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им правильную оценку и не допустил нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому доводы заявителя апелляционной жалобы необоснованны.

Учитывая изложенное, определение от 13.06.2007 Арбитражного суда Красноярского края следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.