• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 декабря 2007 года Дело N А74-2459/2007

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 06 декабря 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 06 декабря 2007 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.

судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Хакасия

на определение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «24» октября 2007 года по делу NА74-2459/2007, принятое судьей Ю.В. Хабибуллиной по заявлению Министерства внутренних дел по Республике Хакасия к Контрольно-счетной палате Республики Хакасия о признании недействительным распоряжения от 25 сентября 2007 года N 12-р «О проведении контрольного мероприятия»,

при участии в судебном заседании представителя:

Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия Молчанова В.А. - по доверенности от 31.10.2007,

при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.

установил:

Министерство внутренних дел по Республике Хакасия обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия от 25 сентября 2007 года N 12-р «О проведении контрольного мероприятия».

Определением от 24 октября 2007 года производство по делу N А74-2459/2007 по заявлению Министерства внутренних дел по Республике Хакасия к Контрольно-счётной палате Республики Хакасии о признании недействительным распоряжения от 25 сентября 2007 года N 12-р «О проведении контрольного мероприятия» прекращено в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Не согласившись с указанным определением, Министерство внутренних дел по Республике Хакасия обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:

- Распоряжение от 25 сентября 2007 года N 12-р «О проведении контрольного мероприятия» издано Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия с превышением полномочий, поскольку статьей 18 Закона Республики Хакасия от 08.07.2005 N 49-ЗРХ «О контрольно-счетной палате Республики Хакасия» не предусмотрено проведение проверки в отношении органа исполнительной власти, входящего в систему федерального органа исполнительной власти,

- указанное распоряжение является ненормативным правовым актом государственного органа, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, возлагает на него как на объект проверки определенные обязанности.

Контрольно-счетная палата Республики Хакасия представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражения относительно жалобы мотивированы следующим:

- оспариваемое распоряжение распространяется только на сотрудников Контрольно-счётной палаты, являясь внутренним документом, носит организационный характер, не содержит обязательных требований и предписаний, а лишь отражает соответствующий этап подготовки к проведению проверочных мероприятий,

- обязанности по предоставлению должностным лицам Контрольно-счётной палаты документов, созданию условий для работы, предоставлению помещений, средств связи и оргтехники возлагаются на объект проверки Законом «О контрольно-счетной палате Республики Хакасия».

МВД по Республике Хакасия, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление о вручении телеграммы от 30.11.2007), в судебное заседание своего представителя не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителя МВД по Республике Хакасия.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

25 сентября 2007 года Председателем Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия вынесено распоряжение N 12-р «О проведении контрольного мероприятия».

Указанное распоряжение было представлено в Министерство внутренних дел по Республике Хакасия представителем Контрольно-счётной палаты 25 сентября 2007 года.

Посчитав, что распоряжение Контрольно-счётной палаты от 25 сентября 2007 года N 12-р не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Министерства внутренних дел по Республике Хакасия в сфере экономической деятельности, Министерство обжаловало данное распоряжение в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции определения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены указанного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Статус, основные задачи, порядок деятельности, полномочия Контрольно-счётной палаты определены Законом Республики Хакасия от 08 июля 2005 года N 49-ЗРХ «О Контрольно-счётной палате Республики Хакасия» (далее -Закон о Контрольно-счётной палате).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о Контрольно-счётной палате Контрольно-счётная палата Республики Хакасия является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Верховным Советом Республики Хакасия и ему подотчетным.

В соответствии со статьёй 2 Закона о Контрольно-счётной палате в задачи Контрольно-счётной палаты входят осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей республиканского бюджета, в том числе целевых бюджетных фондов, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств республиканского бюджета, в том числе средств целевых бюджетных фондов, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов республиканскими государственными органами; организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств, выделяемых из республиканского бюджета органам местного самоуправления, учреждениям, предприятиям и организациям.

Согласно статье 10 Закона о Контрольно-счётной палате в процессе реализации задач, изложенных в статье 2 Закона, Контрольно-счётная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением республиканского бюджета, формированием и использованием целевых бюджетных фондов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, что предусматривает организацию и проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением республиканского бюджета; проведение комплексных ревизий, тематических проверок и обследований по отдельным разделам и статьям республиканского бюджета, в том числе целевых бюджетных фондов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, по средствам целевых программ, а также контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов Республики Хакасия; проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступления, сохранности и правильности расходования органами исполнительной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления средств республиканского бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Республики Хакасия.

Статьей 11 Закона о Контрольно-счётной палате установлено, что в процессе реализации задач, возложенных на Контрольно-счетную палату, она выполняет указанные в статье виды контрольных мероприятий, в том числе, ревизию - систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с пунктом 13 статьи 5 Закона о Контрольно-счётной палате во исполнение возложенных на него полномочий председатель Контрольно-счетной палаты издает приказы и распоряжения.

Оспариваемым распоряжением назначено проведение комплексной ревизии использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия Министерством внутренних дел Республики Хакасия в период 2005-2007 годов.

Законами Республики Хакасия от 25.11.2004 N 98-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год», от 22.12.2005 N 100-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год», от 25.12.2006 N 78-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год» в составе ведомственной структуры расходов республиканского бюджета Республики Хакасия утверждены бюджетные ассигнования, распределяемые Министерству внутренних дел Республики Хакасия.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято Контрольно-счётной палатой Республики Хакасия в пределах полномочий и прав на проведение проверки и в соответствии с законом Республики Хакасия от 08 июля 2005 года N 49-ЗРХ «О Контрольно-счётной палате Республики Хакасия». В связи с этим отклоняется довод апелляционной жалобы о превышении полномочий Контрольно-счетной палатой при вынесении названного распоряжения и несоответствии его Закону Республики Хакасия от 08 июля 2005 года N 49-ЗРХ.

Суд первой инстанции правильно указал, что действие данного распоряжения распространяется только на сотрудников Контрольно-счётной палаты, является внутренним документом организационного характера, не содержит обязательных требований и предписаний, а лишь отражает соответствующий этап подготовки к проведению проверочных мероприятий.

Ввиду изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что указанное распоряжение является ненормативным правовым актом не состоятелен.

Доказательства нарушения оспариваемым распоряжением прав заявителя в сфере экономической деятельности, возложения на него как на объект проверки определенных обязанностей, в том числе по представлению должностным лицам проверяющего органа документов, не представлены.

Обязанность руководства проверяемого объекта представить все запрашиваемые должностными лицами Контрольно-счетной палаты документы в их распоряжение, создавать необходимые условия для работы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, предоставлять им необходимые помещения, средства связи и оргтехнику установлена частью 2 статьи 23 и частью 1 статьи 27 Закона о Контрольно-счётной палате.

Распоряжение Контрольно-счётной палаты от 25 сентября 2007 года N 12-р не порождает для заявителя каких-либо правовых последствий, не устанавливает, не изменяет и не прекращает права и обязанности заявителя и не создаёт каких-либо препятствий для осуществления заявителем экономической деятельности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по настоящему делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный как не подлежащему рассмотрению в арбитражном суде.

При изложенных обстоятельствах определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение арбитражного суда первой инстанции от « 24 » октября 2007 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Хакасия от « 24 » октября 2007 года по делу N А74-2459/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.

     Председательствующий
Л.Ф. Первухина

Судьи
Н.М. Демидова
Л.А. Дунаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А74-2459/2007
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 06 декабря 2007

Поиск в тексте