ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 года Дело N А33-9839/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 января 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Демидовой Н.М., судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П., при участии представителей:

Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска - Груздевой С.В., на основании доверенности от 09.01.2008 N 04/6;

федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» - Дядело М.Ю., на основании доверенности от 07.11.2007,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» (г. Красноярск) на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 11 сентября 2007 года по делу NА33-9839/2007, принятое судьей Бескровной Н.С.,

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска о взыскании с федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» недоимки по единому социальному налогу в сумме 38 244,89 рублей и пени в размере 44 759,67 рублей,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» недоимки по единому социальному налогу в сумме 38 244,89 рублей и пени в размере 44 759,67 рублей.

В ходе судебного разбирательства налоговый орган отказался от части заявленных требований в связи с добровольной уплатой ответчиком 02.08.2007 единого социального налога в размере 7 623,23 рубля (из них: в ФСС - 5 249,00 рублей, в ТФОМС - 2 374,23 рубля). Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11.09.2007 производство по делу в части взыскания с федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» недоимки по единому социальному налогу в размере 7 623,23 рубля прекращено.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 сентября 2007 года заявление налогового органа удовлетворено частично. С федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» взыскано 30 621,66 рубль единого социального налога, 956,39 рублей пени. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным решением, федеральное государственное учреждение «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять новое решение об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе федеральное государственное учреждение «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» ссылается на следующие обстоятельства:

- согласно представленной в налоговый орган декларации по единому социальному налогу за 2006 год, сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, составляет 212 004,00 рубля;

- в течение 2006 года налогоплательщиком уплачен единый социальный налог в сумме 253 623,72 рубля, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска считает оспариваемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Согласно данным лицевого счета налогоплательщика, в установленный законом срок единый социальный налог уплачен не был; единый социальный налог в федеральный бюджет в сумме 30 621,66 рубля не уплачен по настоящее время.

В судебном заседании представитель федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ходатайствовал о приобщении к материалам дела новых доказательств (платежных поручений и налоговой декларации по единому социальному налогу за 2006 год), с письменным обоснованием причин их непредставления в суд первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 268, статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, удовлетворил ходатайство и приобщил представленные представителем налогоплательщика доказательства к материалам дела как относимые и допустимые.

Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, представил суду апелляционной инстанции письменные пояснения от 11.01.2008 N 04-15 в виде таблицы, просил суд апелляционной инстанции оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Федеральное государственное учреждение «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.06.1999 администрацией Советского района г. Красноярска за регистрационным номером 705, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 24.12.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска Красноярского края за основным государственным регистрационным номером 1022402489097

20.03.2007 федеральным государственным учреждением «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» в налоговый орган представлена налоговая декларация по единому социальному налогу за 2006 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет за налоговый период, составила 212 004,00 рубля.

По информации налогового органа за федеральным государственным учреждением «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» числится недоимка по единому социальному налогу в сумме 38 244,89 рублей, в том числе в федеральный бюджет в сумме 30 621,66 рубля.

В связи с неуплатой суммы налога в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом начислены пени в размере 44 759,67 рублей, в том числе в федеральный бюджет в сумме 39 128,78 рублей.

Требованием N 3051 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.03.2007 налоговым органом предложено налогоплательщику в добровольном порядке уплатить указанную выше задолженность в срок до 12.04.2007. Требование направлено налогоплательщику заказной корреспонденцией 29.03.2007.

В установленный срок требование налогового органа федеральным государственным учреждением «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» не исполнено, что явилось основанием для вынесения решения N 52821 от 23.04.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках.

Руководствуясь статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговый орган обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Пунктом 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность заявителя по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций.

Удовлетворяя требования налогового орган в части взыскания с федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» 30 621,66 рублей единого социального налога, 956,39 рублей пени, суд первой инстанции исходил из доказанности налоговым органом недоимки по единому социальному налогу и правомерности начисления пени в связи с несвоевременной уплатой налога.

Однако, данный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При вынесении нового судебного акта суд апелляционной инстанции учитывает следующее.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральное государственное учреждение «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» в 2006 году являлось плательщиком единого социального налога.

Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В силу статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Из материалов дела следует, что согласно представленной в налоговый орган декларации, сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет за налоговый период, составила 212 004,00 рубля.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Представленные налогоплательщиком платежные поручения (от 25.01.2006 N 7 на сумму 25 452,00 рубля; от 21.02.2006 N 75 на сумму 19 712,00 рублей; от 20.03.2006 N 17 на сумму 17 235,00 рублей; от 26.04.2006 N 79 на сумму 19 241,00 рубль; от 19.05.2006 N 18 на сумму 22 458,00 рублей; от 22.06.2006 N 75 на сумму 2 561,00 рубль; от 26.06.2006 N 75 на сумму 813,63 рублей; от 24.07.2006 N 18 на сумму 22 928,00 рублей; от 18.08.2006 N 128 на сумму 65 011,75 рублей; от 20.09.2006 N 181 на сумму 27 034,00 рубля; от 23.10.2006 N 220 на сумму 19 926,19 рублей; от 20.12.2006 N 358 на сумму 11 251,00 рубль) подтверждают уплату единого социального налога в федеральный бюджет за 2006 год в полном объеме. В платежных поручениях в графе «назначение платежа» указано, что сумма поступает в федеральный бюджет за определенный период (с января по декабрь) 2006 года.

Представленные налоговым органом пояснения в виде таблицы уплаченных сумм налога, также подтверждают наличие переплаты по единому социальному налогу за 2006 год в размере 25 208,72 рублей.

Таким образом, взыскиваемая недоимка образована налоговым органом искусственно, в результате необоснованного зачета поступивших налоговых платежей 2006 года в счет недоимки предыдущих периодов. По пояснениям налогового органа за налогоплательщиком числится недоимка с 2001 года.

Такие действия налогового органа противоречат действующему законодательству (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Недоимка за каждый конкретный период взыскивается в самостоятельном порядке.

В соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Материалами дела подтверждается отсутствие у налогоплательщика недоимки по единому социальному налогу за 2006 год и своевременность уплаты авансовых платежей по указанному налогу.

Таким образом у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» 30 621,66 рублей единого социального налога, 956,39 рублей пени.

В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При подаче заявлений неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 2 000 рублей (подпункт 4 пункт 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, при подаче апелляционной жалобы размер государственной пошлины для организаций составляет 1 000 рублей.

При подаче апелляционной жалобы федеральным государственным учреждением «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» уплачена государственная пошлина в размере 1 000,00 рублей по квитанции от 08.11.2007

По первой инстанции судебные расходы по государственной пошлине должны быть распределены следующим образом: поскольку в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано, то судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган. Однако, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобождается от уплаты государственной пошлины.

По апелляционной инстанции судебные расходы по государственной пошлине должны быть распределены следующим образом: в связи с удовлетворением апелляционной жалобы федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю», то государственная пошлина в размере 1 000,00 рублей подлежит взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска в пользу федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю».