ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2008 года Дело N А33-11877/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 января 2008 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Хасановой И. А., судей: Магда О. В., Гуровой Т. С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тахтараковой Ж. В., при участии: в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам, г. Минусинск, на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 6 ноября 2007 года по делу N А33-11877/2007, принятое судьей Севрюковой Н. И.,

установил:

Закрытое акционерное общество «Минкомхоз» (далее-ЗАО «Минкомхоз»), г. Минусинск, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам, г. Минусинск, о признании незаконным решения налогового органа от 19.06.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 6 ноября 2007 года заявление ЗАО «Минкомхоз» удовлетворено. Суд признал решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам от 19 июня 2007 года об отказе в государственной регистрации юридического лица недействительным, как не соответствующим статьям 9, 21, 22 и 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам в пользу ЗАО «Минкомхоз» взыскано 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 6 ноября 2007 года отменить и принять по делу новый судебный акт в связи со следующим:

- принятие решения об отказе в государственной регистрации общества обусловлено представлением недостоверного ликвидационного баланса, в ликвидационном балансе не была отражена задолженность пред бюджетом. Учитывая, что согласно части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационный баланс общества, составленный 08.06.2007, не может считаться достоверным. С учетом того, что требования об уплате налогов, пеней, ранее направлялись налоговым органом в адрес ЗАО «Минкомхоз», то ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: исполнить обязанность по уплате налогов за счет денежных средств ликвидируемой организации, недостающую часть погасить учредителями. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, коммерческая организация должна быть ликвидирована в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Третий арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в их отсутствие

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела

3 ноября 2006 года решением общего собрания акционеров ЗАО «Минкомхоз» принято решение о ликвидации общества и о назначении ликвидационной комиссии из числа акционеров общества.

28 ноября 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц согласно свидетельству серия 24 N 004267962 внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица - ЗАО «Минкомхоз». Одновременно, согласно свидетельству серия 24 N 004267963 в реестр внесена запись о формировании ликвидационной комиссии. (л. д. 10, 13).

В Вестнике государственной регистрации от 20.12.2006 ЗАО «Минкомхоз» опубликовало сведения о начале процесса ликвидации, о возможности заявления требований его кредиторами в течение 2 месяцев с момента публикации (л. д. 19).

6 марта 2007 года ЗАО «Минкомхоз» представило в МИ ФНС N 10 по КК, ТАО и ЭАО промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 05.03.2007, в котором отражены наличие задолженности перед государственными внебюджетными фондами на начало отчетного периода в размере 494 тыс. руб. и отсутствие задолженности на дату составления баланса, а также наличие задолженности по налогам и сборам на начало отчетного периода в размере 1 413 тыс. руб. и отсутствие такой задолженности на дату составления баланса (л. д. 20).

В Единый государственный реестр юридических лиц 14 марта 2007 года внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса ЗАО «Минкомхоз» (л. д. 23-40).

15 марта 2007 года ЗАО «Минкомхоз» обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки и пени по иным налогам, а также о возврате излишне перечисленных сумм. На основании данного заявления налоговым органом приняты решения о зачете, а также приняты решения о возврате излишне уплаченных сумм (л. д. 50-55).

ЗАО «Минкомхоз» 10.04.2007 обратилось в МИ ФНС N 10 по КК, ТАО т ЭАО с заявлением о возврате излишне перечисленной суммы по налогу на прибыль

Налоговым органом приняты решения о возврате ЗАО «Минкомхоз» излишне уплаченных сумм, в том числе N 11 814 от 21.05.2007 (переплата по налогу на прибыль организации, зачисляемая в федеральный бюджет Российской Федерации - 55 840,19 рублей), N 11813 от 21.05.1007 (переплата по налогу на прибыль организации, зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации - 125 668 рублей) (л. д. 56-57, 59-60).

В материалы дела ЗАО «Минкомхоз» представлена расписка от 09.06.2007 о получении налоговым органом документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица: заявление, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины (л. д. 99).

Согласно представленной заинтересованным лицом из регистрационного дела ЗАО «Минкомхоз» копии ликвидационного баланса, активы и пассивы данного юридического отсутствуют.

19 июня 2007 года регистрационный орган МИ ФНС РФ N 10 по КК, ТАО и ЭАО на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, в связи с тем что ЗАО «Минкомхоз» не представило ликвидационный баланс, подтверждающий завершение всех расчетов с кредиторами (ЕСН в ФБ - 7,81 руб. пени, ЕСТ в ТФОМС - 4571,80 руб. пени, страховые взносы на ОПС на выплату страховой части трудовой пенсии - 07 коп., страховые взносы на ОПС на выплату страховой части трудовой пенсии - 228 018,49 руб. пени, страховые взносы на ОПС на выплату накопительной части пенсии - 28 269,19 руб. пени, целевые сборы на содержание милиции - 53,63 руб. пени).

Не согласившись с решением регистрирующего органа, ЗАО «Минкомхоз» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеназванного решения недействительным, вынесенного с нарушением Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины;

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Отказ в государственной регистрации в соответствии со статьей 23 указанного Закона допускается в случае: а) непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Суд первой инстанции установил, что ЗАО «Минкомхоз» по истечении двух месяцев с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации общества, направило в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества следующие документы: заявление оформлено по форме N Р16001, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002, ликвидационный баланс ЗАО «Минкомхоз» на 08.06.2007, подписанный генеральным директором общества, документ об уплате государственной пошлины. Перечисленные документы получены регистрирующим органом, о чем свидетельствует расписка от 09.06.2007 в материалах дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Доказательства соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону должен предоставить соответствующий государственный орган.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие существование задолженности общества перед бюджетом. Инспекция не указала в какие сроки у общества образовалась кредиторская задолженность; принимались ли налоговым органом меры по истребованию задолженности (направление требований об уплате недоимки и пени, направление в банк инкассовых поручений, обращение взыскания на имущество налогоплательщика). После публикации в газете о ликвидации юридического лица, внесении записи о принятии решения о ликвидации общества, о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора в нарушение статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации инспекция не обратилась с иском к ликвидационной комиссии о взыскании задолженности перед бюджетом.

В связи с отсутствием надлежащих доказательств кредиторской задолженности ЗАО «Минкомхоз» не показало ее в промежуточном балансе, то есть фактически общество не признало наличие задолженности перед бюджетом.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации N 319 от 17.05.2002 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, следовательно, регистрирующий орган обязан был внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ЗАО «Минкомхоз», поскольку при осуществлении функции регистрации регистрирующий орган выступает не в качестве кредитора, а в качестве государственного органа.

Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования о погашении кредиторской задолженности и оплате пени предъявляются кредиторами в ликвидационную комиссию юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются сведения только о заявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения, на основе которых впоследствии производятся расчеты с кредиторами и составляется ликвидационный баланс.

Как указывает регистрирующий орган, требования кредитора направлялись ЗАО «Минкомхоз» в 2004 году. Однако данные требования направлялись до начала процедуры добровольной ликвидации юридического лица и утверждения ликвидационной комиссии, что противоречит статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации

После завершения расчетов с кредиторами общество составило ликвидационный баланс, который был представлен в числе других документов для регистрации ликвидации юридического лица. Несогласие инспекции с данными баланса выразилось в принятии решения об отказе в государственной регистрации юридического лица. Таким образом, инспекция не выполнила предусмотренных законом действий для взыскания задолженность. При рассмотрении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица также не обосновала, что действительно является кредитором ЗАО «Минкомхоз». Учитывая, что до момента утверждения ликвидационного баланса налоговый орган свои требования ликвидатору не заявлял, отказ в регистрации ликвидации предприятия по мотивам недостоверности ликвидационного баланса правомерно признан судом первой инстанции недействительным, противоречащим статье 21, 23 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При таких обстоятельствах в связи с предоставлением ликвидационной комиссией общества на регистрацию соответствующих документов у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Принимая во внимание, что при проверке решения Арбитражного суда Красноярского от 6 ноября 2007 года апелляционной инстанцией нарушений норм материального и процессуального права не установлено, арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Красноярского края от 6 ноября 2007 года по делу N А33-11877/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

     Председательствующий
И. А. Хасанова

Судьи
О. В. Магда
Т. С. Гурова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка