• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 апреля 2008 года Дело N А74-1797/2007

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «31» марта 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «07» апреля 2008 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кирилловой Н.А. судей: Магда О.В., Хасановой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В., при участии:

от Фонда социального страхования Российской Федерации - Волошиной Ю.А., представителя по доверенности от 12.03.2008,

от государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - Ивановой О.Д., представителя по доверенности от 10.01.2008, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «24» декабря 2007 года по делу N А74-1797/2007, принятое судьей Коноховой Н.П.,

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения «Родильный дом» (далее - МУЗ «Родильный дом») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о взыскании 170 000 руб. задолженности по договору от 30.01.2006 N 07/044 об оплате услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24.12.2007 исковые требования удовлетворены, с Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения здравоохранения «Родильный дом» взыскано 170 000 руб., в удовлетворении иска к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации, к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия отказано.

Не согласившись с данным решением, Фонд социального страхования Российской Федерации обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:

- в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 22.12.2005 N 173 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» и Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» оплата талонов родовых сертификатов является расходным обязательством Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что оплата услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения на основании талонов родовых сертификатов производится за счет средств, выделенных из федерального бюджета не основан на действующем законодательстве;

- Фонд социального страхования РФ не наделен полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, главным распорядителем средств, за счет которых осуществляется оплата услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения на основании талонов родовых сертификатов, является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Фонд социального страхования РФ является ненадлежащим ответчиком, поскольку правовым основанием взыскания убытков истец указывает договор от 30.01.2006 N 07/044, заключенный между МУЗ «Родильный дом» и региональным отделением ФСС, Фонд социального страхования РФ стороной данного договора не является;

- исполнение обязательств по данному договору подтверждается актом сверки от 18.01.2007, подписанным уполномоченными представителями сторон;

- оплата услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, вне рамок действия договора не предусмотрена;

- судом первой инстанции не были исследованы причины задержки представления талонов родовых сертификатов, предъявляемых к оплате МУЗ «Родильный дом» в государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия;

- с 01.01.2007 была изменена форма родового сертификата, в связи с чем оплата талонов родовых сертификатов образца 2006 года противоречила законодательству о родовом сертификате 2007 года;

- оплата родовых сертификатов является дополнительным финансированием учреждений здравоохранения, в результате отказа в оплате спорных сертификатов МУЗ «Родильный дом» не понесло дополнительных расходов, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно квалифицировал заявленную истцом сумму как убытки.

МУЗ «Родильный дом» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало следующее:

- финансирование расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов в 2006 году осуществляется в соответствии с Правилами финансирования указанных расходов;

- указанные правила не предусматривают случаев и оснований для отказа в оплате медицинским учреждениям соответствующих услуг;

- в статье 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» предусмотрено осуществление расчетов по оплате учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, в первом квартале по заключенным в 2006 году договорам за счет остатков средств на 1 января 2007, образовавшихся в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования и подлежащих направлению в бюджет Фонда социального страхования;

- ни Фонд социального страхования, ни Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не представили доказательств отсутствия денежных средств на 01.01.2007 на финансирование оплаты услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов.

МУЗ «Родильный дом», а также ответчики, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Фонда социального страхования поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия пояснила, что с решением суда первой инстанции не согласна, считает апелляционную жалобу обоснованной.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

30.01.2006 между государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (Фонд) и МУЗ «Родильный дом» (учреждение) заключен договор N 07/044 об оплате услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов (далее - Договор).

Согласно пункту 2 Договора Фонд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 852 осуществляет оплату учреждению услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов) на основании талонов родовых сертификатов из расчета: 2 000 руб. на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, за каждую женщину, получившую такие услуги; 5 000 руб. - на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщине в период родов, за каждую женщину, получившую такие услуги.

В подпункте «б» пункта 3 Договора предусмотрена обязанность учреждения представлять в Фонд ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, счет на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщине в период беременности и (или) родов, с приложением талонов родовых сертификатов.

В соответствии с пунктом 5 Договора Фонд обязуется производить оплату счета, представленного учреждением, в течение 10 рабочих дней с даты получения указанного счета, приложенных к нему талонов родовых сертификатов и реестра указанных талонов, путем перечисления денежных средств на лицевой счет учреждения.

Срок действия договора установлен с момента его подписания до 31.12.2006 (пункт 10 Договора).

18.01.2007 стороны подписали акт приема-передачи выполненных работ по договору от 30.01.2007 N 07/044, которым подтвердили отсутствие претензий друг к другу в связи с исполнением указанного договора.

12.02.2007 МУЗ «Родильный дом» направило государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия письмо, в котором просило принять на оплату талоны N 2 родового сертификата стоимостью 5 000 руб. за декабрь 2006 года в количестве 34 шт. на общую сумму 170 000 руб., а также счет от 09.02.2007 N 8 (т.1, л.д. 35).

Письмом от 26.04.2006 государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия отказало в оплате счета от 09.02.2007 N 8, ссылаясь на то, что МУЗ «Родильный дом» имело возможность предъявить счет на оказанные услуги в установленные законодательством сроки.

Полагая, что отказ в оплате оказанных медицинских услуг на основании предъявленных талонов родовых сертификатов, повлек причинение убытков, МУЗ «Родильный дом» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Статьей 10 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» предусмотрено направление Федеральным фондом обязательного медицинского страхования денежных средств в размере 17 500 000 тыс. руб. на осуществление функций по оплате диспансеризации работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852 «О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов» Фонду социального страхования Российской Федерации поручено осуществлять в 2006 году финансирование указанных расходов в размере 10,5 млрд. руб. Данным Постановлением также утверждены Правила финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов (далее - Правила) и форма соответствующего договора.

Как усматривается из материалов дела, между государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия и МУЗ «Родильный дом» заключен договор от 30.01.2006 N 07/044 об оплате услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, в соответствии с условиями которого государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия приняло на себя обязательство осуществлять оплату МУЗ «Родильный дом» соответствующих услуг по медицинской помощи на основании талонов родовых сертификатов. Данный договор заключен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852.

12.02.2007 МУЗ «Родильный дом» предъявило к оплате талоны N 2 родового сертификата с серией А стоимостью 5 000 руб. за декабрь 2006 года в количестве 34 штуки на сумму 170 000 руб. При этом МУЗ «Родильный дом» указало, что данные талоны не были предъявлены в декабре 2006 года, поскольку пациентки были выписаны в январе 2007 года и благоприятный исход нахождения матери и ребенка в родильном доме стал известен только после их выписки.

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия данные талоны не оплатило, ссылаясь на нарушение сроков предъявления талонов к оплате.

В соответствии с Правилами финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов финансирование в 2006 году указанных расходов осуществляется Фондом социального страхования за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на счет, открытый в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации ежемесячно, не позднее 25 числа, в размере одной двенадцатой суммы средств, предусмотренных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» на эти цели.

Согласно пункту 4 указанных Правил Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет средства на оплату услуг между региональными отделениями фонда на основании заявок, представляемых ими ежемесячно, не позднее 20-го числа, исходя из объема средств, перечисленных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют средства на оплату услуг в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» остатки средств на 1 января 2007 года, образовавшиеся в бюджете фонда в результате их неполного использования в 2006 году на осуществление функций по оплате дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанию им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, должны быть направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на завершение расчетов в первом квартале 2007 года по заключенным в 2006 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-социальной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что данная норма допускает проведение расчетов по оплате учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, в первом квартале 2007 года по заключенным в 2006 году договорам за счет остатков средств на 1 января 2007 года, образовавшихся в бюджете Фонда обязательного медицинского страхования и подлежащих направлению в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на цели завершения расчетов.

Как следует из материалов дела, государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия до окончания первого квартала 2007 года возвратило Фонду социального страхования остаток неиспользованных средств по оплате услуг по медицинской помощи оказанной женщинам в период беременности и родов в размере 823 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 01.02.2007 N 1044 (т.1, л.д109).

Учитывая, что медицинские услуги по спорным талонам родовых сертификатов были оказаны МУЗ «Родильный дом» в декабре 2006 года, то есть в период действия договора на оплату соответствующих услуг в 2006 году, отказ государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия от оплаты данных услуг и возвращение денежных средств Фонду социального страхования РФ в сумме 170 000 руб. являются необоснованными.

Подписание акта приема-сдачи выполненных работ по договору от 20.01.2006 N 07/044 не прекратило обязательств регионального отделения ФСС по Республике Хакасия по оплате медицинских услуг, оказанных МУЗ «Родильный дом» в 2006 году на основании талонов родовых сертификатов, не включенных в данный акт.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что талоны родовых сертификатов не подлежат оплате в связи с тем, что предъявлены с нарушением сроков, установленных в договоре, отклоняются судом, поскольку Правила финансирования расходов не предусматривают случаев и оснований для отказа в оплате медицинским учреждениям услуг на основании талонов родовых сертификатов.

Доводы заявителя апелляционной жалобы об изменении с 01.01.2007 формы родового сертификата не имеют правового значения для дела, поскольку медицинская помощь оказана истцом в 2006 году.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия исполнило договорные обязательства не в полном объеме, в связи с чем с него подлежит взысканию стоимость медицинских услуг, оказанных МУЗ «Родильный дом» женщинам в период беременности и родов в декабре 2006 года.

Вывод суда первой инстанции о том, что стоимость оказанных истцом медицинских услуг в размере 170 000 руб. подлежит взысканию Фонда социального страхования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации не соответствует нормам материального права, поскольку настоящий спор возник из договорных обязательств, стороной которых Фонд социального страхования Российской Федерации не является. К тому же в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 22.12.2005 N 173 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» и Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» оплата талонов родовых сертификатов является расходным обязательством Фонда обязательного медицинского страхования, а не Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия .

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «24» декабря 2007 года по делу N А74-1797/2007 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Иск удовлетворить.

Взыскать с государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу муниципального учреждения здравоохранения «Родильный дом», г. Абакан, 170 000 руб. долга и 4 900 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении иска к Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

     Председательствующий
Н.А. Кириллова

Судьи
О.В. Магда
И.А. Хасанова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А74-1797/2007
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 апреля 2008

Поиск в тексте