ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 февраля 2009 года Дело N А33-9931/2008

Резолютивная часть постановления объявлена «30» января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен «02» февраля 2009 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кирилловой Н.А., судей: Гуровой Т.С., Споткай Л.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Красноярского края,

от «01» декабря 2008 года по делу N А33-9931/2008, принятое судьей Цыганковой И.Н.,

установил:

Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании отсутствующего должника - закрытого акционерного общества «ТАПСУ» (далее - ЗАО «ТАПСУ») банкротом.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 01 декабря 2008 года производство по делу прекращено.

Не согласившись с данным определением, Федеральная налоговая служба обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, требования уполномоченного органа о признании отсутствующего должника ЗАО «ТАПСУ» банкротом удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что решение об исключении должника из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не было принято, поскольку от уполномоченного органа поступили возражения в связи с наличием у должника задолженности по обязательным платежам в бюджеты разных уровней в размере 2 731 919 руб. 60 коп. По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применен пункт 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в случае поступления в установленный законодательством срок, заявления кредитора, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В настоящее судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. От уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом. Телеграмма с указанием времени и места рассмотрения апелляционной жалобы, направленная ЗАО «ТАПСУ» по адресу: г. Дудинка, ул. Ленина, 29, возвращена с отметкой о том, что по данному адресу такая организация не находится.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

ЗАО «ТАПСУ» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N2 по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу 10.03.2003 за основным государственным регистрационным номером 1038400000528, по адресу: 647000, Таймырский автономный округ, г. Дудинка, ул. Ленина, 29.

Согласно справке уполномоченного органа последняя налоговая отчетность должником сдана в налоговый орган 02.04.2007 за 2006 год (т.1, л.д. 132). По данным уполномоченного органа последний бухгалтерский баланс сдан в налоговый орган 24.07.2006 по состоянию на 01.07.2006 (т.1, л.д. 139).

По сведениям налогового органа у должника открыты расчетные счета в Норильском ФКБ «Московский капитал» (ООО) и в Красноярском филиале АИКБ «Енисейский объединенный банк». Расчетный счет, открытый в Дудинском филиале ОАО «Росбанк», закрыт 10.12.2007. Согласно выписке ДО «Дудинский» Восточно-Сибирского филиала АКБ «Росбанк» (ОАО) по операциям на расчетном счете ЗАО «ТАПСУ» за период с 08.04.2007 по 08.04.2008 операции на расчетном счете должника не проводились, остаток денежных средств равен нулю. Согласно выписке Красноярского филиала АИКБ «Енисейский объединенный банк» по расчетному счету должника за период с 08.04.2007 по 08.04.2008 операции на расчетном счете должника не проводились, денежные средства на расчетном счете отсутствуют. Согласно ответу Норильского ФКБ «Московский капитал» (ООО) N15 от 09.04.2008 за период с 08.04.2007 по 08.04.2008 операции на расчетном счете должника не проводились, остаток денежных средств составляет ноль рублей.

По данным уполномоченного органа задолженность ЗАО «ТАПСУ» по состоянию на 01.05.2008 по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды составляет 962 015 руб. 20 коп., в том числе основной долг 915 251 руб., штраф - 46 764 руб. 20 коп.

В качестве доказательств, подтверждающих размер задолженности и соблюдение досудебного порядка взыскания, заявителем представлены налоговые декларации, требования об уплате налога и доказательства его направления должнику, решения об обращении взыскания на денежные средства должника и доказательства направления решения должнику, решения и постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника и доказательства их направления в службу судебных приставов и должнику, решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 31.01.2008 N37/001/2008-127 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности и иные вещные права на объекты недвижимости за должником не зарегистрированы (т.1, л.д. 144).

Согласно ответу ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ» N41 от 30.01.2008 объекты недвижимого имущества на праве собственности в г.Дудинке не зарегистрированы (т.1, л.д. 148).

В соответствии с ответом РЭП ОГАИ ОВД по Таймырскому Долгано-Ненецкому району N14/287 от 05.02.2008 за должником зарегистрировано два транспортных средства (т.1, л.д. 143).

По данным инспекции Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 31.01.2008 N03 самоходные машины и другие виды техники за должником не зарегистрированы (т.1, л.д. 147).

По данным управления имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 31.01.2008 N107 должнику на праве аренды предоставлен земельный участок для размещения производственной базы (т.1, л.д. 145).

Актом обследования местонахождения юридического лица от 12.02.2008 установлено, что должник по юридическому адресу не находится, финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет.

Регистрирующим органом принято решение N38 от 06.06.2008 о предстоящем исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц (т.1, л.д. 154). Указанное решение опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» N23 от 11.06.2008.

Согласно справке уполномоченного органа N38 от 11.06.2008 регистрирующим органом не может быть принято решение об исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием задолженности по обязательным платежам в бюджет (заявление Межрайонной ИФНС России N2 по Красноярскому краю).

В материалы дела уполномоченным органом представлена справка N07-79/10093 от 27.06.2008 о наличии финансирования на проведение процедуры банкротства ЗАО «ТАПСУ».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пунктом 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В силу статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении могут направляться заявления. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве. Согласно пункту 6 указанного постановления сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.

Согласно пунктам 4, 5 указанного постановления одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

Если имущество должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.

Данные положения соответствуют пункту 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100, согласно которому, если в процессе судебного разбирательства о признании банкротом юридического лица выясняется, что оно отвечает признакам недействующего юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция не представила в суд доказательств наличия у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы.

При отсутствии у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве, а также для погашения задолженности по обязательным платежам, проведение процедур банкротства повлечет дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета, при этом не приведет к поступлению средств, которые бы позволили погасить задолженность по обязательным платежам. В связи с этим, справка налогового органа о выделении из федерального бюджета денежных средств на финансирование процедур банкротства в отношении ЗАО «ТАПСУ» не может быть принята судом в качестве единственного доказательства финансирования.

Довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности исключения ЗАО «ТАПСУ» из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не соответствует действующему законодательству о несостоятельности (банкротстве).

Следовательно, Арбитражный суд Красноярского края пришел к законному и обоснованному выводу о том, что ЗАО «ТАПСУ» является недействующим юридическим лицом и в отношении него подлежит применению специальный (внесудебный) порядок прекращения деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, Арбитражный суд Красноярского края полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им правильную оценку и не допустил нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому доводы заявителя апелляционной жалобы необоснованны.

Учитывая изложенное, определение от 01 декабря 2008 года Арбитражного суда Красноярского края следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, который от ее уплаты освобожден в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Красноярского края от «01» декабря 2008 года по делу N А33-9931/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший определение в первой инстанции.

     Председательствующий
Н.А. Кириллова

Судьи
Т.С. Гурова
Л.Е. Споткай

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка