ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 февраля 2009 года Дело N А74-1187/2008

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 26 января 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 02 февраля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Первухиной Л.Ф. судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Усенко Геннадия Михайловича (г. Красноярск)

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 10 сентября 2008 года по делу N А74-1187/2008, принятое судьей В.В. Ципляковым по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия (г. Абакан) к администрации муниципального образования Ширинский район (пос. Шира) о признании незаконным постановления от 10.07.1998 N 260,

с участием заинтересованного лица: Усенко Геннадия Михайловича (г. Красноярск),

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Васичкиной О.А. - представителя по доверенности от 13.01.2009 N 43, от ответчика: Матюхина Н.Н., представителя по доверенности от 13.01.2009,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.П. Скрипниковой,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Хакасия обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ширинского района о признании незаконным постановления от 10.07.1998 N260 «О расширении земельного участка вблизи озера Шира под базу отдыха неорганизованных туристов предпринимателя Усенко Г.М.», к Усенко Геннадию Михайловичу об обязании освободить занимаемые земельные участки площадью 2,75 га и 1 га, расположенные по адресам: примыкающий к северо-восточной стороне существующей базы отдыха и расположенный севернее базы отдыха на берегу озера Шира.

Определением арбитражного суда от 18 июля 2008 года требование Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия к Усенко Геннадию Михайловичу об обязании освободить занимаемые земельные участки площадью 2,75 га и 1 га, расположенные по адресам: примыкающий к северо-восточной стороне существующей базы отдыха и расположенный севернее базы отдыха на берегу озера Шира, выделено в отдельное производство, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Усенко Геннадий Михайлович.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.09.2008 заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением арбитражного суда, заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, мотивируя следующими доводами:

- вывод суда о нахождении земельного участка в зоне санитарной охраны является ошибочным и не соответствует материалам дела,

- границы второй зоны санитарной охраны курорта «Озеро Шира» в установленном порядке не описаны и не удостоверены,

- земли, входящие в зоны санитарной охраны, не отнесены законодателем к федеральной собственности,

- Теруправлением пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обжалования постановления Администрации Ширинского района.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Хакасия не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве от 20.10.2008, представило пояснения по настоящему делу от 03.12.2008, 25.12.2008, 14.01.2008.

Администрация муниципального образования Ширинский район в отзыве на апелляционную жалобу от 18.11.2008 не согласилась с решением суда первой инстанции по указанным в отзыве основаниям.

Усенко Геннадий Михайлович (заинтересованное лицо), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 66013602166438) в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается в его отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представителем предпринимателя в судебном заседании 19.11.2008 заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов - копии заключения специалиста Хромых B.C. от 16.10.2008 года, выданное по запросу представителя предпринимателя от 10.08.2008 года; справки, выданной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости территориальным (межрайонным) отделом N 1 по запросу от 10.08.2008 года; копии запроса от 12.08.2008 N 154, справки от 17.11.2008 года, выданной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости территориальным (межрайонным) отделом N 1, справки ГУП РХ «Институт «Абакангражданпроект» от 22.10.2008 и запроса от 10.08.2008 N 20/1.

В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции определил: удовлетворить указанное ходатайство и приобщить представленные документы к материалам дела, кроме запроса от 10.08.2008 N 20/1 и справки ГУП РХ «Институт «Абакангражданпроект» от 22.12.2008, поскольку суду не представлены подлинники названных документов на обозрение.

В судебном заседании 17.12.2008 представитель индивидуального предпринимателя заявлял ходатайство о назначении экспертизы по данному делу без указания ее наименования.

Судом апелляционной инстанции отклонено данное ходатайство в соответствии с частью 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не заявлялось в суде первой инстанции.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

Постановлением Администрации Ширинского района от 10.07.1998 N260 «О расширении земельного участка вблизи озера Шира под базу отдыха неорганизованных туристов предпринимателя Усенко Г.М.» из земель администрации на территории Жемчуженского поселкового Совета изъяты земельные участки: общей площадью 2,75 га, в том числе пастбищ 2,75 га, примыкающий к северо - восточной стороне существующей базы отдыха Г.М. Усенко; общей площадью 1,0 га, в том числе пастбищ 1,0 га, расположенный севернее базы отдыха Г.М. Усенко, на берегу озера Шира; предоставлены в постоянное пользование Г.М. Усенко для организации базы отдыха неорганизованных туристов; предоставленные Г.М. Усенко земли переведены в оздоровительные.

На основании указанного постановления и постановления Администрации Ширинского района от 25.07.1995 N361 Г.М. Усенко выдан государственный акт N298 на право бессрочного (постоянного) пользования землёй, согласно которому Г.М. Усенко предоставлено 10,89 га земель, в том числе для размещения базы отдыха - 9,89 га, под пляж - 1 га.

Письмом от 21.03.2008 N154 филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» в Ширинском районе сообщил Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия (вх. от 28.03.2008 N1033) об использовании земель особо охраняемых природных территорий без лицензии и технологической схемы, приложив копию ответа прокурора Ширинского района на запрос о незаконности передачи в личную собственность особо охраняемых территорий, согласно которому проведена проверка соблюдения земельного законодательства в связи с предоставлением Г.М. Усенко земельного участка на берегу озера Шира, в ходе которой установлено, что земельный участок предоставлен постановлением администрации Ширинского района от 10.07.1998 N260.

В ответ на запрос заявителя от 25.03.2008, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия представило выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.04.2008 (вх. от 14.04.2008) о зарегистрированных правах Г.М. Усенко на земельный участок и объект недвижимости, расположенные в пос. Шира по ул. Горная, 2А.

Заявителем 04.07.2008 проведена проверка использования земельных участков, в том числе земельных участков площадью 1,0 га и 2,75 га, предоставленных в соответствии с указанным государственным актом, которой установлено расположение земельных участков на берегу озера Шира, их примыкание к водной глади и расположение в первой и второй санитарно-охранных зонах курорта федерального значения «Озеро Шира».

В связи с изложенным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления администрации Ширинского района от 10.07.1998 N260 незаконным, так как оно противоречит действующему законодательству и нарушает права Российской Федерации, как собственника земельного участка.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что Теруправлением пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обжалования постановления Администрации Ширинского района.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом первой инстанции установлено, что заявитель узнал о нарушении своих прав и законных интересов 28.03.2008, исходя из материалов, представленных филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» в Ширинском районе.

Заявитель обратился в арбитражный суд 15.05.2008, то есть в пределах срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры; курортом федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно пункту 2 статьи 3 указанного Федерального закона от 23.02.1995 N26-ФЗ курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 16 данного Закона установлено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.12.2001) "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. При этом особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Совет Министров РСФСР Постановлением от 6 января 1971 г. N 11 включил курорт Озеро Шира, Красноярский край, в перечень курортов РСФСР, имеющих республиканское значение.

В соответствии с пунктом 1 Положения о курорте Озера Шира, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N70, курорт Озеро Шира находится в Ширинском районе Хакасской автономной области Красноярского края и относится к курортам республиканского значения (РСФСР).

Указанные Постановления Совета Министров РСФСР, которыми курорт признан имеющим республиканское значение, являются действующими, нормативных правовых актов, изменяющих его правовой статус, не принималось. Напротив, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 101 курорт Озеро Шира включен в Федеральную целевую программу "Развитие курортов федерального значения".

Границы и режим округа санитарной охраны курорта установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 (приложение N 2) (т.1, л. 40-42).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2007 N ГКПИ07-376 Постановление Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 признано не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Вывод арбитражного суда первой инстанции о нахождении спорного земельного участка во второй зоне санитарной охраны и, следовательно, принадлежности к категории земель особо охраняемых территорий, является обоснованным и подтверждается материалами дела.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 04.07.2008 N 11/08-0601 следует, что спорный земельный участок площадью 10000 (+-175 кв.м) расположен по адресу: Республика Хакасия, р-н Ширинский, на берегу озера Шира, севернее базы отдыха «Привал странников», имеет кадастровый номер 19:11:020801:6, в графе «земли особо охраняемых территорий и объектов» содержится отметка «весь» (т.1, л. 100).

Согласно представленным в материалы дела карте землепользования района курорта «Озеро Шира», составленной Министерством здравоохранения СССР и Управлением «Геоминвод» в1983 г., удостоверенной подписями исполнителей и оттиском печати, и концепции генерального плана пос. Жемчужный, утвержденной Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район за N 147 от 25.06.2004, спорный земельный участок отнесен ко второй зоне санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности федерального значения - курорт «Озеро Шира» (т. 1, 36-39).

Кроме того, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Хакасия на основании выписки из Земельной кадастровой палаты полученные сведения по поворотным точкам спорных земельных участков, были занесены в электронную карту Ширинского района, карта составлена специалистом управления и представлена суду в виде схемы наложения земельного участка с кадастровым номером 19:11:020801:6. Указанная схема также подтверждает факт нахождения спорного земельного участка, предоставленного Усенко Г.М. в зоне санитарной охраны курорта (т.2).

С учетом содержания Постановления Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 (с приложением N 2), концепции генерального плана пос. Жемчужный и карты землепользования курорта «Озеро Шира», суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы и администрации муниципального образования Ширинский район о том, что границы второй зоны санитарной охраны курорта «Озеро Шира» в установленном порядке не описаны и не удостоверены, в связи с чем не подтверждено нахождение спорного земельного участка в указанных границах.

Отсутствие государственной регистрации округов санитарной охраны в виде земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не исключает отнесения их к особо охраняемым объектам.

Представленные предпринимателем документы, приобщенные судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергают изложенные выводы.

Заключение специалиста Хромых В.С. от 16.10.2008, содержащее вывод о невозможности определения границ зон санитарной охраны курорта «Озеро Шира» на основе Постановления Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556, не является заключением эксперта, не согласуется с представленными Теруправлением доказательствами: картой землепользования района курорта «Озеро Шира», концепцией генерального плана пос. Жемчужный, схемой наложения земельного участка с кадастровым номером 19:11:020801:6.

Справки Территориального отдела N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия также не опровергают установленные совокупностью доказательств обстоятельства.

Довод администрации, изложенный в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что территория пос. Жемчужный отнесена к землям поселений, право распоряжения которыми предоставлено местной администрации, несостоятелен, поскольку согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, и такие земельные участки используются в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.