ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2009 года Дело N А33-917/2008

Резолютивная часть постановления объявлена «19» февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «26» февраля 2009 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дунаевой Л.А., судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П., при участии представителей:

от муниципального унитарного предприятия «Электрические сети г. Игарки» - Дрозд С.И., представителя по доверенности от 01.07.2008,

от администрации города Игарки - Кочерженко Ю.Г., представителя по доверенности от 09.02.2009,

от ООО «Игарские объединенные сети» - Колобаева Е.Ю., представителя по доверенности от 05.12.2008, рассмотрев апелляционную жалобу администрации города Игарки на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2008 года

по делу N А33-917/2008, принятое судьей Баукиной Е.А.,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Электрические сети г. Игарки» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Игарки о признании недействительным распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки от 15 ноября 2005 года N84 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата объектов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2008 года заявление удовлетворено частично.

Не согласившись с данным судебным актом, администрация города Игарки обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к апелляционной жалобе от 18.02.2009), сославшись на следующие основания:

- муниципальное унитарное предприятие «Электрические сети г. Игарки» не приобрело право хозяйственного ведения на указанные в оспариваемом правовом акте объекты недвижимого имущества в связи с отсутствием регистрации такого права;

- спорное имущество относится к социально значимому, следовательно, не подлежит включению в конкурсную массу;

- к участию в деле не привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки, распоряжение которого оспаривается заявителем.

Муниципальное предприятие «Игарские объединенные сети» согласно с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Муниципальное унитарное предприятие «Электрические сети г. Игарки» считает, что отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество не свидетельствует об отсутствии самого права.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Муниципальное унитарное предприятие «Электрические сети г. Игарки» было создано и зарегистрировано в качестве юридического лица на основании Постановления Администрации города Игарки от 27.12.2002 N 378-п.

По договору от 01.04.2003 N 01/03/ХВ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Электрические сети г. Игарки» и актом приема-передачи недвижимого имущества от 01.04.2003 муниципальному унитарному предприятию «Электрические сети г. Игарки» передано в хозяйственное ведение следующее недвижимое имущество: здание быткорпуса ПЭС, здание дизельного зала, гараж шлакоблочный, здание трассового участка ПЭС, трансформаторные подстанции. В соответствии с распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки от 20.11.2003 N 66 и актом приема-передачи от 20.11.2003 в дополнение к договору о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Электрические сети г. Игарки» были переданы два здания дизельных электростанций. Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки от 15.03.2004 N 11 и актом приема-передачи от 15.03.2004 в дополнение к договору о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Электрические сети г. Игарки» были переданы трансформаторные подстанции.

Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки от 15.11.2005 N 84 и актом приема-передачи от 01.01.2006 вышеперечисленное недвижимое имущество и движимое имущество ( автомобили УАЗ, компьютеры, лазерные принтеры, ксерокс, контейнер) было изъято из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия «Электрические сети г. Игарки» и передано ему в пользование по договору аренды муниципального имущества от 01.01.2006 N 03.

Постановлением администрации города Игарки Красноярского края от 19.10.2006 N 373-п предписано расторгнуть договор аренды муниципального имущества от 01.01.2006 N 03 с муниципальным унитарным предприятием «Электрические сети г. Игарки» в части изъятия объектов инженерной инфраструктуры и ЖКХ, общей балансовой стоимостью 10 744 250,03 рубля, остаточной стоимостью 1432 630,36 рублей согласно приложению с 01 октября 2006 года. Передать в аренду муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Игарки «Игарские объедингенные сети» вышеуказанные объекты согласно приложению с 01 октября 2006 года.

01.10.2006 между муниципальным образованием г. Игарка и муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства г. Игарки «Игарские объедингенные сети» заключен договор аренды муниципального имущества N 02, во исполнение которого все указанное выше имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 01.10.2006 согласно приложенному к нему перечню.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.02.2007 по делу N А33-1622/2007 муниципальное унитарное предприятие «Электрические сети г. Игарки» признано банкротом, в его отношении введена процедура конкурсного производства, назначен конкурсный управляющий П. И. Баранов.

Считая распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки от 15.11.2005 N 84 незаконным, нарушающим права и законные интересы муниципального унитарного предприятия «Электрические сети г. Игарки» и его кредиторов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявитель настаивает на рассмотрении спора по требованию о признании недействительным распоряжения как ненормативного правового акта в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации основания для рассмотрения заявления как иска о признании недействительной сделки по изъятию имущества.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее - Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ установлено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Суд полагает, что спорное имущество (здания, трансформаторные подстанции) прочно связано с землей и его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению, следовательно, отвечает признакам недвижимого имущества согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ. Доказательств, опровергающих данные выводы, заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у муниципального унитарного предприятия «Электрические сети г. Игарки» право хозяйственного ведения на переданное недвижимое имущество по договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 01.04.2003 N 01/03/ХВ, акту приема-передачи недвижимого имущества от 01.04.2003, распоряжению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки от 20.11.2003 N 66 и акту приема-передачи от 20.11.2003, распоряжению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки от 15.03.2004 N 11 и акту приема-передачи от 15.03.2004 не возникло. Значит, довод заявителя о возникновении права хозяйственного ведения на недвижимое имущество с момента передачи его муниципальному предприятию, противоречит положениям гражданского законодательства.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Значит, изъятие недвижимого имущества, в отношении которого за предприятием не зарегистрировано право хозяйственного ведения, произведено администрацией в пределах предоставленных ей правомочий, и оспариваемое распоряжение не противоречат действующему законодательству в указанной части.

Кроме того, имеются иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии нарушения прав заявителя изъятием спорного имущества.

Муниципальное унитарное предприятия «Электрические сети г. Игарки» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

Согласно пункту 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), являются имуществом должника, не включаемым в конкурсную массу, и продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 названного Закона.

При толковании указанных норм Закона о банкротстве суд пришел к выводу о том, что если социально значимые объекты находятся на балансе должника и в его пользовании, но не принадлежат ему на праве собственности (унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения), то продажа указанных объектов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве, не производится, поскольку они не являются имуществом должника и не подлежат включению в конкурсную массу. Указанные объекты передаются публично-правовому образованию, в собственности которого они находятся, на безвозмездной основе без каких-либо дополнительных условий.

Согласно разделу 2 Устава муниципального унитарного предприятия «Электрические сети г. Игарки» основными целями деятельности предприятия являются: оказание услуг населению и предприятиям города по поставке электрической энергии, получаемой от поставщиков; обеспечение круглосуточного контроля за устойчивой и бесперебойной работой электрических сетей; обеспечение возможности круглосуточного обращения потребителей услуг по вопросу предоставления электрической энергии и др. В пункте 2.2. Устава определяется также предмет деятельности Предприятия, который сводится к деятельности по электроснабжению населения и обслуживанию электрических сетей.

Таким образом, недвижимое имущество, находившееся на балансе муниципального унитарного предприятия «Электрические сети г. Игарки» и используемое в производственной деятельности, но не принадлежавшее ему на праве собственности, является объектом коммунальной инфраструктуры, относящимся к системам жизнеобеспечения (то есть социально значимым объектам). Значит, указанные объекты недвижимости не включаются в конкурсную массу, а подлежат передаче органу местного самоуправления.

Вместе с тем, движимое имущество, указанное в пунктах 52-65 Перечня муниципального имущества, являющегося приложением к распоряжение от 15 ноября 2005 года N84, необоснованно было изъято у заявителя.

Согласно пункту 5 статьи 113 ГК РФ и пункту 1 статьи 7 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

При этом ни Кодекс, ни Закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.

С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Кодекса изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.

Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Следовательно, распоряжение администрации об изъятии движимого имущества не соответствует гражданскому законодательству и нарушает права заявителя и его кредиторов. В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распоряжение в указанной части подлежит признанию недействительным. Однако спорное имущество в настоящее время находится в фактическом владении и пользовании третьего лица на основании договора аренды, значит, основания для возврата данного имущества в качестве восстановления нарушенного права в рамках данного спора отсутствуют.

Довод апелляционной жалобы о не привлечении КУМИ администрации города Игарки, распоряжение которого оспаривается заявителем, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не принимается судом. Согласно статье 10 Устава муниципального образования города Игарки органами местного самоуправления - юридическими лицами являются: городской Совет, администрация города, органы территориального общественного самоуправления в соответствии с актами об их регистрации. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Устава муниципального образования города Игарки глава города образует и упраздняет структурные подразделения городской администрации, утверждает положения о них. Оспариваемое распоряжение от 15 ноября 2005 года N84 подписано заместителем главы города, председателем КУМИ администрации города Игарки Л.П. Середкиной. На основании изложенного, КУМИ администрации города Игарки является структурным подразделением городской администрации, а распоряжение от 15 ноября 2005 года N84 вынесено уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией города Игарки.

Не состоятелен довод администрации о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение с настоящим заявлением, поскольку конкурсный управляющий оспариваемое распоряжение получил непосредственно перед обращением в арбитражный суд с настоящим заявлением. Следовательно, установленный трехмесячный срок нарушен не был.

Таким образом, имеются основания для изменения решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «25» июня 2008 года по делу N А33-917/2008 отменить, принять новое решение.

Признать недействительным распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Игарки от 15.11.2005 N 84 в части изъятия движимого имущества, указанного в пунктах 52-65 Перечня муниципального имущества, являющегося приложением к распоряжению.

В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

     Председательствующий
Л.А.Дунаева
Судьи
Г.Н.Борисов
Л.Ф.Первухина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка