ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2007 года Дело N А57-6901/05

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего - Шагимуратова А.Я.,

судей: Альмашевой Г.Д., Петрова А.Л.,

с участием:

от ОАО «Российские железные дороги» - Ломовская И.С., доверенность от 01.02.2006 N 36-Д/46, Карпова Н.Л., доверенность от 04.08.2006 N 1-Д,

от Управления федерального казначейства по Саратовской области - Алимов Э.К., доверенность от 27.04.2006,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, город Москва,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2005 (судья Андрющенко О.А.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 06.07.2006 (председательствующий - Христофорова Н.В., судьи: Луговской Н.В., Агибалова Г.И.) по делу NА57-6901/05-21,

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», город Москва, к Министерству финансов Российской Федерации, город Москва, Министерству финансов Саратовской области, город Саратов,

третьи лица: Министерство здравоохранения и социального развития Саратовской области, город Саратов, Управление федерального казначейства по Саратовской области, город Саратов,

о взыскании 8.027.615 руб. 50 коп. убытков,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2006, частично удовлетворен иск открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взысканы убытки в размере - 7.995.097 руб. 50 коп. В остальной части иска отказано.

Производство по делу в отношении Министерства финансов Саратовской области - прекращено.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит отменить принятые по делу судебные акты, дело - направить на новое рассмотрение, мотивируя нарушением судебными инстанциями норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 26.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2006 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, 17.01.2004 между ОАО «Российские железные дороги» и Министерством труда и социального развития Саратовской области был заключен контракт N 8 о компенсации расходов по реализации льгот в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В 2004 году ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с указанным Федеральным законом предоставило льготы по оплате стоимости проезда на железнодорожном транспорте в размере - 12.959.308 руб. 70 коп.

В счет компенсации выпавших доходов Министерством здравоохранения и социального развития Саратовской области ОАО «Российские железные дороги» было перечислено - 4.931.693 руб. 20 коп.

В связи с тем, что компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам по оплате проезда в местном и дальнем сообщениях, а также к месту лечения и обратно была произведена не в полном объеме, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Саратовской области убытков в размере - 8.027.615 руб. 50 коп.

Судебные инстанции требование истца удовлетворили частично. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взысканы убытки в размере - 7.995.097 руб. 50 коп. В удовлетворении иска в остальной части отказано.

В отношении Министерства финансов Саратовской области производство по делу прекращено.

Считая принятые по делу судебные акты незаконными и необоснованными заявитель кассационной жалобы такой вывод мотивирует следующим.

Заявитель кассационной жалобы считает, что заявленная ко взысканию сумма ущерба подлежала установлению на основе исследования первичных проездных документов (третьего слипа «купон кассира»), талонов на право получения проездных билетов, а также путем сверки реестров с органами социальной защиты.

Следовательно в ходе нового рассмотрения дела указанные документы подлежат истребованию и исследованию, а реестры - сверению с органами социальной защиты.

Заявитель кассационной жалобы утверждает, что в связи с упразднением Министерства труда Российской Федерации (Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 31) функции по финансированию льгот инвалидов были переданы Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, следовательно надлежащим ответчиком по делу является это агентство.

Правомерность этого довода заявителя кассационной жалобы подлежит проверке и соответствующей оценке.

Заявитель кассационной жалобы считает, что цена иска истцом необоснованно рассчитана из ставки 18 % и из суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

В этой связи в ходе нового рассмотрения дела, с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует установить правомерность включения в истребуемую сумму убытков сумму налога на добавленную стоимость, с установлением суммы налога.

В отзыве на исковое заявление Управление федерального казначейства по Саратовской области указало следующее (т.5, л.д. 114).

«Из заявленных ко взысканию убытков в сумме - 8.027.615 руб. 50 коп, часть суммы убытков - 5.533.185 руб. 90 коп. исчислена с учетом налога на добавленную стоимость, а часть - 2.494.429 руб. 60 коп. - без налога на добавленную стоимость.

Следовательно исключив из суммы - 5.533.185 руб. 90 коп. налог на добавленную стоимость - 844.045 руб. 30 коп., получится - 4.689.140 руб. 60 коп.

Управление считает, что убытки истца составят (2.494.429 руб. 60 коп. + 4.689.140 руб. 60 коп. - 752.292 руб. 20 коп. (сумма полученная истцом) = 6.431.278 руб.

В этой связи произведенный Управлением расчет подлежит проверке и оценке на предмет установления размера убытков.

Неправомерность принятых по делу судебных актов заявитель кассационной жалобы обосновывает и расхождениями в части размеров убытков.

Согласно акту сверки от 30.11.2005 (т.8, л.д. 50) ОАО «Российские железные дороги» сумму понесенных расходов установило в размере - 8.027.615 руб. 50 коп. Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области считает, что таковой является сумма - 7.749.135 руб. 75 коп.

Расхождения в размере предоставленных льгот усматриваются и из решения суда первой инстанции от 26.12.2005. На третьей странице судебного акта фигурируют две суммы предоставленных льгот: 12.959.308 руб. 70 коп. и 12.926.803 руб. (т.8, л.д. 71).

При таких обстоятельствах следует установить фактическую сумму понесенных убытков, путем обязания сторон составить акт выверки понесенных истцом расходов, связанных с предоставлением льгот, либо установить таковые путем назначения по делу судебно-бухгалтерской экспертизы.

Таким образом по результатам добытых в ходе нового рассмотрения дела доказательства, Арбитражному суду Саратовской области по данному спору следует принять правомерное решение.

В связи с направлением дела на новое рассмотрение судебные расходы по кассационной жалобе подлежат распределению после нового рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2005 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 06.07.2006 по делу NА57-6901/05-21 отменить.

Дело NА57-6901/05-21 направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Саратовской области.

Арбитражному суду Саратовской области судебные расходы по кассационной жалобе распределить в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после нового рассмотрения дела.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 А.Я. Шагимуратов
 Судьи
Г.Д. Альмашева
 А.Л. Петров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка