ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 февраля 2007 года Дело N А57-5249/06

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего Сагадеева Р.Р.,

судей: Филимонова С.А., Хасанова Р.Г.,

при участии

от истца: Голомазова Л.А. - по доверенности N 01-0400-248д от 23.05.2006.

от ответчика: Вирста Л.В. - по доверенности N 1234 от 24.05.2006.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова

на решение от 13.07.2006 (судья Храмова Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 19.09.2006 (председательствующий Луговской Н.В., судьи: Агибалова Г.И., Чирков О.Г.) Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5249/06-22

по заявлению открытого акционерного общества «Газпром», г. Москва к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова о взыскании процентов в размере 7487688 руб. 85 коп., начисленных на сумму излишне взысканного налога на имущество и пеней.

третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Газпром» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, 3-е лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области процентов за излишне взысканный налог на имущество и пени в размере 7 330 680,04 руб.

Решением арбитражного суда от 13.07.2006 заявление удовлетворено. Суд обязал налоговый орган совершить действия по возмещению ОАО «Газпром» процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога и пени в размере 7 407 587 рублей 80 копеек.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. В жалобе указывается, что основания для начисления процентов отсутствуют, так как переплата по налогу на имущество в размере 73 038 380 рублей была полностью использована налогоплательщиком при уплате текущих платежей. Кроме того, на момент постановки ОАО «Газпром» на налоговый учет в инспекцию ФНС по Ленинскому району г. Саратова ответчик не располагал какими-либо данными о факте излишнего списания Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области с заявителя денежных средств в уплату налоговых платежей и образовавшейся в связи с этим переплатой.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.05 по делу N А-57-23348/04-5 признаны недействительными решения N 345 от 17.08.2004, N 371 от 04.10.2004, требования N 617 от 03.08.2004 и N 656 от 15.09.2004; действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений N 980 от 26.08.2004, N979 от 26.08.2004 и N 1137 от 04.10.2004 признаны незаконными. Суд также обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области произвести возврат неправомерно списанных налогов и пени в общей сумме 77 340 341, 16 руб.

Определением арбитражного суда от 27.05.2005 по делу NА-57-23348/04-5 была произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области на инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова в связи со снятием ОАО «Газпром» с налогового учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области и постановкой на налоговый учет в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова.

В связи с тем, что возврат налога на имущество в размере 73 038 380 рублей, пени в размере 2 958 055 рублей и 1 343 906 рублей налоговым органом произведен не был, ОАО «Газпром» обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова совершить действия по возмещению процентов в размере 7 407 587 рублей 80 копеек.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. При этом проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Согласно решения Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2005 по делу NА57-23348/04-5 инспекция была обязана произвести возврат налогоплательщику неправомерно списанные суммы налога и пени. Как установлено судами, решение суда не было исполнено, вместо возврата имеющаяся переплата направлялась налоговым органом на погашение текущей задолженности - налог на имущество за 2004 год в размере 14234388 рублей (срок уплаты 30.03.2005);

-авансовый платеж по налогу на имущество за 1 квартал 2005 года в размере 38084900 рублей (срок уплаты 30.04.2005);

-авансовый платеж по налогу на имущество за 1 полугодие 2005 года в размере 37905 579 рублей (срок уплаты 30.07.2005).

Учитывая, что ответчик в установленном порядке не возвратил денежные средства, подлежащие возврату обществу по решению арбитражного суда от 14.02.2005 по делу N А-57-23348/04-5 ОАО «Газпром» произвело расчет процентов на сумму налога в следующем порядке:

-в размере 73 038380 рублей за период с 09.09.2004 по 29.03.2005, который составил - 5327744,06 рублей;

-в размере 58 803 992 рубля за период с 30.03.2005 по 29.04.2005, который составил - 658 278,02 рублей;

-в размере 20 719092 рублей за период с 30.04.2005 по 29.07.2005, который составил - 680 852,38 рублей.

Общая сумма процентов по налогу составила - 6 666 874,46 рублей.

Проценты на пени исчислены обществом в следующем порядке:

-за период с 09.09.2004 по 12.01.2006 на сумму 2958055 рублей, которые составили - 523 000,56 рублей;

- за период с 20.10.2004 по 12.01.2006 на сумму 1 343 906, которые составили 217712,78 рублей.

Общая сумма процентов по пеням составила -740713,34 рублей.

Итого общая сумма процентов по излишне взысканному налогу на имущество и пеням составила 7 407587,80 рублей.

Расчет процентов судами был проверен и по существу заявителем жалобы не оспаривается.

Доводы инспекции о том, что она не располагала какими-либо данными о факте излишнего списания Межрайонной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области с ОАО «Газпром» денежных средств в уплату налоговых платежей и образовавшейся в связи с этим переплатой, судами правомерно отвергнуты по следующим основаниям.

Определением арбитражного суда от 27.05.2005 по делу 23348/04-5 была произведена замена ответчика - Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области на инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Саратова.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Исходя из положений главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченного (взысканного) налога и пеней производится по месту учета налогоплательщика.

ОАО «Газпром» состоит на налоговом учете в инспекции ФНС по Ленинскому району г. Саратова.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Таким образом, законом прямо установлена обязанность для налоговых органов по возврату налога налогоплательщикам, при этом передача налогоплательщика на административный учет из одной инспекции в другую не отменяет исполнение данной обязанности. Данный вывод находит подтверждение в приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 «Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков», регламентирующем порядок снятия организации с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом в пределах одного субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.2006 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5249/06-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Р.Р.САГАДЕЕВ
судьи
 С.А. ФИЛИМОНОВ
 Р.Г. ХАСАНОВ

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка