ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июля 2007 года Дело N А06-6580/06

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Сагадеева Р.Р.,

судей Хайруллиной Ф.В., Хасанова Р.Г.,

без участия извещенных, но не явившихся представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, г.Астрахань,

на постановление апелляционной инстанции от 10.04.2007 (председательствующий Сорокин Н.А.,судьи Винник Ю.А.,Баскакова И.Ю.) Арбитражного суда Астраханской области по делу NА12-6580/06

по заявлению Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, г.Астрахань, о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению в сумме 54 352 рублей 84 копеек к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница N 2», г.Астрахань

в судебном заседании 22.06.2007 в порядке статьи 163 АПК Российской Федерации объявлялся перерыв до 9.20 часов 04.07.2007

У С Т А Н О В И Л :

Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница N 2», г.Астрахань (далее - учреждение) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по назначению в сумме 40 685 рублей 09 копеек.

Решением суда от 13.02.2007 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2007 решение суда от отменено. Фонду в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Фонд просит отменить постановление апелляционной инстанции от 10.04.2007 как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции пришел к неправильному выводу о том, что действующими правовыми нормами Фонду не предоставлено полномочий на обращение в арбитражный суд с исками к лечебным учреждениям в случаях нецелевого и нерационального использования последними денежных средств. Не согласен Фонд со взысканием с него и государственной пошлины по апелляционной жалобе, поскольку считает, что обращается в суд с целью обеспечения государственных интересов.

В судебном заседании 22.06.2007 представитель Фонда Круглов В.В., действующий по доверенности от 14.08.2006 N 09-09/85, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.

В судебном заседании 22.06.2007 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 9.20 часов 04.07.2007.

Учреждение о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии судебного акта, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа исходит из следующего.

Как следует из материалов дела. Фондом проведена плановая документальная проверка целевого использования учреждением средств ОМС за период деятельности с 01.07.2003 по 01.01.2006.

По результатам проверки составлен акт от 17.07.2006, из которого следует, что учреждение в нарушение Тарифного соглашения от 10.09.2003 N 5, Тарифного соглашения от 27.04.2004 произвело расходы, не входящие в состав тарифов на предоставление медицинской помощи за счет средств ОМС и в территориальную программу ОМС на 2004-2005 годы, чем нарушило пункт 42 Приказа Минздрава России N 600.

На основании акта Фондом в отношении Учреждения вынесено предписание от 23.08.2006 о восстановлении средств ОМС в сумме 54 352 рублей 84 копеек, путем их перечисления на счет обязательного медицинского страхования за счет средств бюджета или платных услуг населению в срок до 22.09.2006.

Ввиду неисполнения предписания в установленный срок, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции посчитал требования Фонда обоснованными и удовлетворил их в полном объеме. Суд исходил из того, что средства ОМС, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от из использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующего орган, в данном случае, Фонда.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 10.04.2007 отменил решение суда первой инстанции от 12.12.2006 как принятое с нарушением норм материального права и отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы об отмене постановления суда апелляционной инстанции.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (далее - Указ N 1095) в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. В соответствии с пунктом 4 Указа N 1095 средства на ОМС, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные-социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.

Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта ОМС, названный Закон устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен, в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.

Поскольку Фонд участником такого договора не является, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у него полномочий по предъявлению требований о взыскании с медицинского учреждения выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств по причине их нецелевого использования.

Ненадлежащее же исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС находится в рамках относительных правоотношений, где право управомоченного лица защищается от нарушений со стороны строго определенных лиц. Такие правоотношения возникают в силу договорных обязательств. При данных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую оценку суда апелляционной инстанции при разрешении спора, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Однако доводы о неправомерном взыскании с Фонда государственной пошлины судебная коллегия считает обоснованными, судебный акт в этой части подлежащим отмене.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.

В пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при применении подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы защиты населения и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Согласно статье 1 Закона N 1499-1 (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В пункте 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ указано, что субъектами обязательного социального страхования (участниками отношений по обязательному социальному страхованию) являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Как следует из статьи 12 Закона N1499-1, для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. На Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования возложена функция по обеспечению государственной политики в области обязательного медицинского страхования, в рамках которой они осуществляют деятельность, направленную на реализацию гарантированных статьей 41 Конституции Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» утверждены Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования и Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением - юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения территориальный фонд обязательного медицинского страхования наряду с другими функциями: аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан; осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда; осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов, а также осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.

Статьей 26 Закона N 1499-1 предусмотрено, что споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Следовательно, Фонд освобождается от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление апелляционной инстанции от 10.04.2007 Арбитражного суда Астраханской области по делу NА06-6580/06 отменить в части взыскания с Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, г.Астрахань, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

В остальной части постановление от 10.04.2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 Р.Р.Сагадеев
Судьи
 Ф.В.Хайруллина
 Р.Г.Хасанов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка