ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2007 года Дело N А65-3671/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего Аглиуллиной Ф.Г.,

судей Цаплевой З.А., Меленьтевой Р.Р.,

без участия представителей сторон (извещены, не явились)

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы Российской Федерации, город Москва, в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N12 по Республике Татарстан, г.Чистополь Республики Татарстан,

на определение от 27.03.2007 (судья Абдуллаев А.Г.) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу NА65-3671/07

по заявлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации, город Москва, в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Республике Татарстан, г.Чистополь Республики Татарстан, о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника товарищества с ограниченной ответственностью «Услуга», город Чистополь Республики Татарстан,

по докладу судьи Аглиуллиной Ф.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) с применением упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника - товарищества с ограниченной ответственностью «Услуга».

Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2007 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) товарищества с ограниченной ответственностью «Услуга» прекращено по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение мотивировано тем, что заявителем не представлены доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица, предусмотренного статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Доказательства обосновывающие возможность обнаружения имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве и погашение задолженности, не представлены.

В кассационной жалобе заявитель - Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой N12 по Республике Татарстан, г.Чистополь Республики Татарстан, - просит определение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что при наличии задолженности административный порядок исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не может быть применен.

До принятия постановления судом кассационной инстанции был объявлен перерыв заседании 26.07.2007 до 10:00 часов 30.07.2007 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность определения в соответствии со статьями 274, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N67, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

Из заявления уполномоченного органа следует, что должник представил последний баланс 01.04.1997, открытых счетов не имеет, не прошел перерегистрацию в 2002 году.

Таким образом, товарищество с ограниченной ответственностью «Услуга» отвечает признакам недействующего юридического лица, предусмотренным статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 08.08.2001 N129-ФЗ.

Однако доказательств проведения процедуры исключения товарищество с ограниченной ответственностью «Услуга» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа или невозможности проведения такой процедуры заявителем не представлено.

Также не представлены доказательства, обосновывающие вероятность, обнаружения имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов и погашения задолженности по обязательным платежам.

Согласно пункту 5 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом судом необходимо проверять, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган.

Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.

Кроме того, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок давности обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании обязательных платежей, указанных в решении налогового органа N10 от 11.03.2001 о взыскании задолженности за счет имущества организации - должника истек. Требование же о включении в реестр требований кредиторов суммы штрафа 137 руб. не подтверждено доказательствами её взыскания в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о необоснованности требований уполномоченного органа по уплате обязательных платежей и фактической утрате возможности принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законом порядке, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 21-24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

Доводы заявителя об отсутствии легитимных оснований для исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке ввиду наличия задолженности, не могут приниматься во внимание.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N67 процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

При таких обстоятельствах определение является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 27.03.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу NА65-3671/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Ф.Г. Аглиуллина
судьи
З.А. Цаплева
 Р.Р.Меленьтева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка