• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2007 года Дело N А65-25210/06

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Газизовой Г.Ю.,

судей: Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии:

от должника - Калугина М.А. - представитель конкурсного управляющего ГУП «Жилкомсервис» Закирзянова А.И. (доверенность от 09.08.2007 года),

от кредитора (заявитель жалобы) - Валиева Р.М. - представитель (доверенность от 27.06.2007 года); Александров П.В. - представитель ПЭЖУ города Набережные Челны (доверенность от 01.02.2007 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы производственно-эксплуатационного жилищного управления города Набережные Челны, город Набережные Челны, Государственного учреждения Отдел вневедомственной охраны N 1 при Комсомольском ОВД, город Набережные Челны,

на решение от 06.02.2007 года (председательствующий Абдуллаев А.Г., судьи: Мифтахутдинов Р.Т., Сафиуллин М.И.) арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-25210/2006-СГ4-49,

по заявлению ликвидируемого должника - Государственного унитарного предприятия «Жилкомсервис», город Набережные Челны, о признании должника несостоятельным (банкротом),

УСТАНОВИЛ:

Должник - Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный сервис», г. Набережные Челны, Республика Татарстан, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) с применением процедуры банкротства ликвидируемого должника, в обоснование чего указана недостаточность у ликвидируемого должника имущества для удовлетворения требований всех его кредиторов.

Решением арбитражного суда Республики Татарстан от 06 февраля 2007 года по делу N А65-25210/2006-СГ4-49 ликвидируемый должник - Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный сервис», город Набережные Челны, Республика Татарстан, признан несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства сроком на один год. Конкурсным управляющим утвержден Закирзянов Артур Ильшатович.

Кредиторы ликвидируемого должника - производственно-эксплуатационное жилищное управление города Набережные Челны и Государственное учреждение Отдел вневедомственной охраны N 1 при Комсомольском отделе внутренних дел г. Набережные Челны, не согласившись с указанным решением, просят в своих кассационных жалобах его отменить ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав представителей сторон, считает доводы заявителей обоснованными, а решение от 06 февраля 2007 года по данному делу - подлежащим отмене.

Рассмотрение дела о банкротстве ликвидируемого должника производится по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и в соответствии с нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ, в том числе с особенностями, предусмотренными в статьях 224-226 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ ликвидируемый должник ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в случае, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований его кредиторов. При обнаружении таких обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) ликвидируемого должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Соответствующая правовая позиция определена в п.6 и п. 62 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29.

Согласно п. 1 ст. 225 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ арбитражный суд при признании ликвидируемого должника банкротом принимает решение об открытии конкурсного производства.

Соответственно, на момент обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника ни один из его кредиторов не является кредитором, чьи требования установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Между тем, в этом заявлении должник указывает кредиторов, чьи требования им признаны. Признание требований в соответствии с положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» является одним из оснований для последующего их включения в реестр требований кредиторов должника.

При этом правила, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве), не могут исключать применения общих гарантий прав заинтересованных лиц (к которым относятся кредиторы должника), закрепленных в положениях статей 42, 50 и 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, те кредиторы, которые были указаны в заявлении ГУП «Жилищно-коммунальный сервис» о признании его несостоятельным (банкротом), должны были быть привлечены судом к участию в данном деле.

Таким лицом, как следует из содержания заявления ликвидируемого должника, является в том числе и производственно-эксплуатационное жилищное управление города Набережные Челны. Однако, несмотря на заявление данного лица, суд первой инстанции не привлек его к участию в деле, что является безусловным основанием по п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения.

Кроме того, как видно из материалов дела, и ликвидатор ГУП «Жилищно-коммунальный сервис», г. Набережные Челны, и арбитражный суд первой инстанции мотивировали соответственно заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) и решение о его удовлетворении доводами о недостаточности имущества ликвидируемого должника.

Однако, указанные доводы недостаточно обоснованы и требуют перепроверки в силу следующего.

В материалах дела (т. 1, л.д. 126) имеется распоряжение от 09.06.2005 года N 742-р собственника государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный сервис» - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемого должника с валютой баланса в размере 2 267 642 000 руб. (два миллиарда двести шестьдесят семь миллионов шестьсот сорок две тысячи) рублей.

При этом размер всех заявленных в процедуре ликвидации ГУП «Жилищно-коммунальный сервис» требований его кредиторов (включая требования, не признанные ликвидатором) составил 73 105 772, 83 руб. (семьдесят три миллиона сто пять тысяч семьсот семьдесят два рубля 83 коп.).

Согласно п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс является документом, в котором сводятся исходные данные, позволяющие сделать вывод о достаточности или недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований его кредиторов, и, соответственно, о наличии или отсутствии оснований для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

Содержание промежуточного ликвидационного баланса ГУП «Жилищно-коммунальный сервис» не позволяет сделать вывод о наличии оснований для признания его банкротом. Документы, свидетельствующие о внесении в промежуточный ликвидационный баланс этого предприятия изменений в порядке, установленном п. 5 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных государственных предприятиях» N 161-ФЗ, в материалах дела отсутствуют.

Имеющийся в материалах дела анализ достаточности имущества по ГУП «Жилкомсервис» на 01.09.2006 года, подписанный ликвидатором должника, не получил должной оценки со стороны суда, поскольку в нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не проверил достоверность содержащихся в этом финансовом анализе сведений и не установил правомерность выполненных в нем корректировок показателей активов и пассивов предприятия должника. Соответствующие пояснительные или подтверждающие документы по данному вопросу в материалах дела также отсутствуют.

Возможной переоценки стоимости имущества должника по данным бухгалтерской отчетности на действующие рыночные цены, установленные независимым оценщиком, ликвидатором ГУП «Жилищно-коммунальный сервис» не представлено. Следовательно, выводы суда о недостаточности имущества не соответствуют обстоятельствам дела.

Кроме того, в материалах дела имеется распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 01.07.2005 года N 837-р о передаче государственного имущества в управление, согласно которому закрепленные за должником жилые дома, средства благоустройства и технического оборудования переданы в управление общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис». Такая передача сама по себе не влечет в силу норм главы 15 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращения права собственности или иных законных вещных прав.

Данный вопрос не был надлежащим образом исследован судом первой инстанции, тем более, что в материалы дела представлено только приложение 1 к указанному распоряжению N 837-р, приложения 2 и 3, содержание которых также может повлиять на установление наличия имущества должника и размера его стоимости, отсутствуют.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о применении ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует устранить все указанные противоречия в представленных заявителем доказательствах, в том числе в части обеспечения реализации законных прав кредиторов должника, дать полную и надлежащую оценку заявленным кредиторами доводам и другим существенным для дела обстоятельствам, влияющим на определение размера реальной стоимости имущества ликвидируемого должника относительно сумм требований всех его кредиторов, установить в соответствии со ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ достаточность или недостаточность имущества должника, после чего возможно сделать правильные выводы о наличии или отсутствии признаков несостоятельности (банкротства) ГУП «Жилищно-коммунальный сервис», г. Набережные Челны.

Для правильного установления этих обстоятельств, влияющих на определение размера стоимости имущества должника, а также для установления достоверности данных его бухгалтерской отчетности, суду первой инстанции следует решить вопрос о проведении по делу в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ и ст. ст. 82-85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации аудиторской и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Республики Татарстан от 06 февраля 2007 года по делу N А65-25210/2006-СГ4-49 отменить, кассационные жалобы производственно-эксплуатационного жилищного управления г. Набережные Челны и Государственного учреждения Отдел вневедомственной охраны N 1 при Комсомольском ОВД г. Набережные Челны удовлетворить.

Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Республики Татарстан в ином составе суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
Г.Ю. Газизова
Судьи
 С.Ю. Муравьев
А.Ф. Фатхутдинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-25210/06
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 10 августа 2007

Поиск в тексте