• по
Более 60000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 года Дело N А55-577/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего: Гариповой Ф.Г.,

судей: Махмутовой Г.Н., Моисеева В.А.,

с участием представителей сторон:

от заявителя - Тарасова Т.В. - по доверенности N 50/01 от 09.01.2007,

от ответчика - Тян К.Ю. - по доверенности N 13 от 31.01.2006,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области, город Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2007 (судья: Черномырдина Е.В.) по делу N А55-577/2007,

по заявлению открытого акционерного общества «Волгоцеммаш», город Тольятти к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области, город Тольятти о признании недействительными требования и решения,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Волгоцеммаш» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области о признании недействительными требования N 19955 об уплате налога по состоянию на 14.12.2006, решения от 22.12.2006 N 11447.

Решением арбитражного суда от 30.03.2007 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления истцу отказать, настаивая на правомерности своих ненормативных актов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, налоговым органом направлено заявителю Требование N 19955, согласно которому подлежат уплате пени по налогу на прибыль в сумме 5 424,07 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 3 268,44 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1,52 рублей, налогу на имущество предприятий в сумме 148 253,87 рублей, налогу на пользователей автодорог прочие начисления - 194 456,41 рублей с установленным сроком уплаты 01.12.2006 и сроком исполнения в добровольном порядке - до 20.12.2006.

В связи с неисполнением в установленный срок требования, налоговым органом вынесено Решение от 22.12.2006 N 11447 о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основания взимания налога, начисления пеней, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.

Согласно статье. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа.

Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены сроки вынесения решения о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках и последствия их несоблюдения, и указано, что решение принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Исходя из положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Исследовав представленные налоговым органом в подтверждение наличия задолженности и правильности начисления пеней подтверждение пеней, данные налогового обязательства заявителя по налогам, суд пришел к обоснованному выводу, что они не подтверждают фактической обязанности налогоплательщика по уплате пеней.

Как видно из материалов дела, подтверждение пеней содержит сведения о начисленных пенях, о входящем сальдо (операция по карточке лицевого счета), которое не может само по себе свидетельствовать о сумме недоимки, на которую начислены подлежащие уплате пени, поскольку не указана дата образования недоимки и не возможно проверить расчет пеней.

Данные налогового обязательства заявителя по единому социальному налогу содержат сведения о начислении пеней, однако указанные данные не имеют документального подтверждения.

Согласно представленному в суд Акту сверки расчетов по состоянию на 14.12.2006, справкам о состоянии расчетов задолженность по налогу на прибыль, единому социальному налогу отсутствует. Следовательно, начисление пеней по указанным налогам является незаконным.

Недоимка по налогу на пользователей автодорог, на которую начислялись пени, по данным налогового органа, составляет 17 123 033,73 рублей.

Как установлено судом, недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог образовалась за предыдущие периоды по состоянию на 01.01.2003.

Поскольку меры по бесспорному взысканию недоимки и пени налоговым органом в установленные статьями 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки не предприняты и не осуществлено их взыскание в судебном порядке, суд правомерно счел оспариваемое требование в части взыскания пеней по налогу на пользователей автодорог необоснованным и не подлежащим исполнению.

Кроме того, обоснован довод заявителя о том, что общество было лишено возможности исполнить в добровольном порядке в установленный срок (20.12.2006) обязанность по уплате пени, поскольку Требование получено заявителем 20.12.2006.

Таким образом, оценив представленные заявителем и налоговым органом доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Требование N 19955 об уплате налога не соответствует нормам статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В этой связи Решение N 11447 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках также является незаконным, как вынесенное с нарушением требований пунктов 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает принятое судебное решение законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2007 по делу N А55-577/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области, город Тольятти в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 рублей.

Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Самарской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Ф.Г. Гарипова
Судьи
 Г.Н. Махмутова
В.А. Моисеев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-577/07
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 20 сентября 2007

Поиск в тексте