• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 ноября 2007 года Дело N А57-2531/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Сузько Т.Н.,

судей Закировой И.Ш., Сибгатуллина Э.Т.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г.Саратов,

на решение от 27 июня 2007 года (судья Храмова Е.В.) Арбитражного суда Саратовской области по делу NА57-2531/2007

по заявлению Федерального государственного унитарного геологического предприятия «Нижневолжскгеология», г.Саратов, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г.Саратов, об отказе в зачете суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет НДС в размере 7229484 рублей 80 копеек в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых в размере 7229484 рублей 80 копеек, о признании недействительным требования N7 от 08.02.2007 в части суммы 7271075 рублей 69 копеек, в том числе пени в размере 41590 рублей 89 копеек, об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет НДС в размере 7229484 рублей 80 копеек в счет исполнения обязанности по уплате: налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 4837212 рублей 85 копеек, налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) в сумме 2392271 рубля 95 копеек за декабрь 2006 года,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие «Нижневолжскгеология» (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в зачете суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 7229484 рублей 80 копеек в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых в размере 7229484 рублей 80 копеек; о признании недействительным требования N7 от 08.02.2007 года в части суммы 7271075 рублей 69 копеек, в том числе пени в размере 41590 рублей 89 копеек; об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость КБК 18210301000010000110 в размере 7229484 рублей 80 копеек, в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (нефть) КБК 18210701011010000110 в сумме 4837212 рублей 85 копеек, налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) КБК 18210701013010000110 в сумме 2392271 рубля 95 копеек за декабрь 2006 года.

Решением арбитражного суда от 27 июня 2007 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение при его вынесении норм материального права.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения заявителя в суд послужило принятие налоговым органом решения от 12.02.2007 N09-47/1111, в соответствии с которым заявителю отказано в проведении зачета излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в счет исполнения обязанности заявителя по уплате налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газовый конденсат) за декабрь 2006 года, а также выставлено требование N7 от 08.02.2007 об уплате заявителем налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за декабрь 2006 года в сумме 7609984 рублей и пени в сумме 43779 рублей 88 копеек.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из факта выполнения им предусмотренных статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации требований, регламентирующих процедуру зачета излишне уплаченного налога, а также из того, что поскольку НДПИ зачисляется в федеральный бюджет в части 95%, налоговый орган должен был своевременно произвести зачет излишне уплаченного НДС, зачисляемого в тот же бюджет в размере 100%, в счет уплаты НДПИ.

В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на то, что НДС и НДПИ являются источниками формирования разных бюджетов (НДС -100% федеральный бюджет, НДПИ - 95% федеральный бюджет и 5% - региональный бюджет), что не позволяет налоговому органу произвести зачет переплаты по НДС в счет задолженности по НДПИ, поскольку данная процедура («дробление налога») налоговым законодательством не предусмотрена.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.10.2007 был объявлен перерыв до 14 часов 45 минут 08.11.2007.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78, 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно положениям пунктов 1, 3, 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, зачет суммы излишне уплаченного налога - в счет погашения недоимки по иным налогам производится налоговым органом самостоятельно.

В силу пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено то, что у заявителя по состоянию на 01.01.2007 года образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость и пени в размере 19704135 рублей (Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам N2420 от 16.02.2007).

В соответствии с заявлением от 07.02.2007 налогоплательщик просил произвести зачет излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 7229484 рублей 80 копеек в счет исполнения обязанности по уплате: налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 4837212 рублей 85 копеек, налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) в сумме 2392271 рубля 95 копеек за декабрь 2006 года.

Согласно статье 50 Бюджетного кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов, в том числе: по налогу на добавленную стоимость (НДС) - по нормативу 100%, по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (НДПИ) (за исключением газа горючего) - по нормативу 95%, оставшиеся 5% подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сумма переплаты и сумма недоимки указанных налогов находятся в рамках одного бюджета - федерального, в связи с чем налоговый орган обязан был произвести зачет излишне уплаченного НДС в счет уплаты налогоплательщиком НДПИ (нефть, газовый конденсат) в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Ссылка налогового органа на то, что проведение зачета невозможно ввиду того, что НДС и НДПИ являются источником формирования разных бюджетов, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной с учетом того, что 95% суммы НДПИ подлежало зачислению в тот же бюджет - федеральный, в котором имелась переплата по НДС.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета, а также для выставления заявителю требования об уплате НДПИ, в связи с чем решение суда об удовлетворении требований заявителя следует признать основанным на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального права.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены, изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июня 2007 года по делу NА57-2531/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Т.Н.Сузько
 
 судьи
И.Ш.Закирова
Э.Т.Сибгатуллин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А57-2531/07
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 08 ноября 2007

Поиск в тексте