ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2007 года Дело N А12-9775/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего: Нагимуллина И.Р.

судей: Махмутовой Г.Н., Моисеева В.А.

лица, участвующие в деле, - не явились, извещены,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Народная аптека», город Волгоград,

на решение от 06.07.2007 (судья: Середа Н.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2007 (председательствующий: Загоруйко Т.А, судьи: Пятернина Е.С., Аниськова И.И.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-9775/07-с15,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Народная аптека», город Волгоград к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, город Волгоград об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2007 отказано в удовлетворении заявления ООО «Народная аптека» об отмене постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее - Управление по региональным тарифам) от 8.06.2007 N 03-11/166/1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество с ограниченной ответственностью «Народная аптека» обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильную оценку судом представленных доказательств.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Управлением по региональным тарифам проведена проверка деятельности ООО «Народная аптека» в принадлежащей ему аптеке по адресу: город Волгоград, улица Штеменко, дом 2. В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в завышении обществом надбавок на лекарственные средства, изделия медицинского назначения. Обществу было внесено предписание от 02.02.2007 об устранении нарушений требований закона, регулирующего порядок ценообразования.

В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 15.05.2006 N 540 «Об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области» Управление является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Волгоградской области и контроль за их применением.

Согласно пункту 3.2.3. постановления администрации Волгоградской области от 05.10.2006 N 1217 «Об организации и проведении контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области» Управление уполномочено выдавать органам местного самоуправления и субъектам ценообразования обязательные для исполнения предписания о приведении в соответствие цен, установленных уполномоченным органом в области государственного регулирования цен, и об устранении нарушений их последствий в соответствии с требованиями закона .

В период со 2 по 8 мая 2007 года на основании распоряжения от 02.05.2007 N 48-кт Управлением по региональным тарифам в порядке проверки выполнения указанного выше предписания проверена деятельность общества по соблюдению требований законодательства по вопросам соблюдения ценообразования .

По результатам проверки установлено завышение обществом надбавок на лекарственные средства относительно установленного процента: на камфорное масло - на 0,25%; на салициловую кислоту - на 11,56%; на корвалол - на 11,16%; на сбор желудочно-кишечный - на 3,07%; на слабилен капли - на 1,13%, о чем составлен акт N 25 от 08.05.2007.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изменениями от 08.07.1995) Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлениями администрации Волгоградской области от 06.12.1996 N 679 «О надбавках на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», от 18.01.2002 N 38 «О предельных торговых надбавках к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» с учетом полномочий, предоставленных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и от 09.11.2001 N 782; от 07.03.1995 N 239, установлена предельная надбавка к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в размере 30% к ценам продукции предприятия-изготовителя.

Согласно пункту 5 статьи 1 Закона Волгоградской области N 73-ОД «Устав (основной закон) Волгоградской области» действие нормативных правовых актов Волгоградской области обязательны для исполнения всеми субъектами на территории Волгоградской области и распространяют свое действие на всю территорию Волгоградской области и на все организации, реализующие лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного и импортного производства. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Волгоградской области.

По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.05.2007. Постановлением Управления по региональным тарифам от 08.06.2007. N 03-11/166/1 ООО «Народная аптека» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Согласно указанной статье Кодекса завышение или занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, завышение или занижение установленных надбавок к ценам, по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке, нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Факт завышения надбавок к ценам на лекарственные средства истец не отрицает.

В обоснование заявленных требований об отмене постановления заявитель указал на нарушение установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества. На момент составления протокола руководитель общества находился на стационарном лечении, а исполнение обязанностей руководителя на время болезни директора ни на кого не возлагалось. Ходатайство общества об отложении действий по составлению протокола на время болезни директора административным органом оставлено без внимания.

Указанные доводы истца обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.

Согласно приобщенному к материалам дела уведомлению от 14.05.2007. N УРТ -16/876, направленному заказным письмом, общество приглашалось для составления протокола об административном правонарушении на 21.05.2007. Уведомление получено обществом 16.05.2007, что не оспаривается заявителем.

Таким образом, правомерен вывод судов о том, что общество надлежащим образом было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не было лишено возможности реализовать права и гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП Российской Федерации.

Доказательств направления ответчику письменных ходатайств об отложении действий по составлению протокола в связи с болезнью руководителя общества на момент составления протокола об административном правонарушении - 21.05.2007 суду не представлено.

В связи с надлежащим извещением, протокол правомерно составлен в отсутствие законного представителя, поскольку его неявка в этом случае не должна препятствовать реализации должностным лицом возложенных на него полномочий.

Довод о болезни руководителя с 21.05.2007 обоснованно не принят судом как обстоятельство, влияющее на законность привлечения общества к административной ответственности, поскольку уведомление об оформлении протокола получено обществом ранее указанной даты - 16.05.2007. Кроме того, привлекаемым к ответственности лицом является юридическое, а не физическое лицо, в связи с чем болезнь руководителя общества не может рассматриваться как процессуальное препятствие, исключающее возможность привлечения юридического лица к административной ответственности.

Ссылки заявителя жалобы на нарушение при оформлении протокола сроков, установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП Российской Федерации, не могут повлиять на выводы суда, поскольку указанные сроки не являются пресекательными и административным органом при оформлении протокола не допущено каких-либо существенных недостатков, влияющих на законность привлечения лица к административной ответственности.

О рассмотрении дела об административном правонарушении заявитель также был своевременно уведомлен, что подтверждается уведомлением от 31.05.2007 и определением от 31.05.2007 с соответствующими отметками.

В обоснование своих доводов заявитель указал также, что административным органом при определении меры наказания не учтены объективные причины, повлекшие превышение наценок на лекарственные средства: факт пожара в прилегающем к аптеке кафе «Ника», повлекшего обрушение крыши и потолка здания аптеки, повреждение кабеля электропитания компьютерной техники, сетевых проводов локальной сети, вследствие чего произошел сбой в работе компьютерной техники и ввод товара в компьютерную базу и наценка на товар производилась вручную. Из-за загруженности работников аптеки были допущены выявленные нарушения.

Между тем, как правильно отмечено арбитражным судом, указанные обстоятельства не могут являться основанием для освобождения общества от административной ответственности за нарушение требований закона в сфере ценообразования.

Административным органом с учетом, в том числе и указанных обстоятельств, назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований. Правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов кассационная инстанция не усматривает.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-9775/07-с15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 И.Р.Нагимуллин
Судьи
Г.Н. Махмутова
 В.А.Моисеев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка