ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2007 года Дело N А12-7285/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Кормакова Г.А.,

судей Карповой В.А., Савкина М.А.,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Бакирова Р.А., удостоверение N139941/1938,

от ответчика: извещен, не явился,

от третьего лица: извещен, не явился,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области, город Волгоград

на постановление апелляционной инстанции от 16.08.2007 (председательствующий Епифанов И.И., судьи Кострова Л.В., Суба В.Д.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу NА12-7285/07

по заявлению Прокуратуры Волгоградской области, город Волгоград, к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области, с участием третьего лица: индивидуального предпринимателя Мигильницкой И.В., с. Терса Волгоградской области, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Волгоградской области (далее - Управление) от 5.03.2007 N 01-042 о привлечении к административной ответственности по статье 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) индивидуального предпринимателя Мигильницкой И.В.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2007 г. заявленные требования прокуратуры Волгоградской области удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления Россельхознадзора по Волгоградской области от 05.03.2007 г. N 01-042 о привлечении ИП Мигильницкой И.В. к административной ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 руб.

Постановлением апелляционного суда от 16.08.2007 решение отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из ошибочности сделанных судом первой инстанции выводов.

В кассационной жалобе Прокуратура Волгоградской области просит отменить постановление апелляционного суда, оставив решение суда первой инстанции без изменения. Податель жалобы указывает, что ИП Мигильницкая И.В. не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10.8 КоАП РФ, так как не занимается переработкой, хранением или реализацией продуктов животноводства.

В представленном отзыве Управление просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда не подлежит отмене в связи со следующим.

Из материалов дела видно, что 05.03.2007 года постановлением Управления Россельхознадзора по Волгоградской области N 01-042 индивидуальный предприниматель Мигильницкая Ираида Викторовна была подвергнута административному взысканию на основании ст. 10.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 рублей.

Основанием привлечения ИП Мигильницкой И.В. к административной ответственности, как указано в оспариваемом постановлении, явилось нарушение ветеринарно-санитарных требований, а также несоблюдение ветеринарного законодательства и правил по транспортировке, хранению и реализации поднадзорной продукции.

Суд первой инстанции, признавая оспариваемое постановление административного органа недействительным и отменяя его, исходил из того, что обязательной ветеринарной регистрации подлежат только те предприятия торговли (в том числе предприниматели), которые закупают и в дальнейшем перерабатывают продукты животного происхождения.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает правильным вывод суда апелляционной коллегии об ошибочности решения суда первой инстанции на основании следующего.

Как усматривается из материалов дела, 19.02.2007 года при проведении плановой проверки в магазине «Лидер», расположенном в р.п. Елань Волгоградской области, принадлежащем ИП Мигильницкой И.В. были выявлены нарушения ветеринарного законодательства, а именно: отсутствие на указанное помещение магазина ветеринарного регистрационного удостоверения, что не соответствует Закону Российской Федерации от 14.05.1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии», Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», Положению о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и перечень объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 19.07.1999 г. N 494.

Данный факт находит свое подтверждение в акте проверки от 19.02.2007 г. N 01-2/09-007, а также протоколе об административном правонарушении от 19.02.2007 г. N 01-2/09-006, в котором имеется объяснение Мигильницкой И.В., подтверждающее обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также указание на то, что она не знала, что в магазине должно иметься ветеринарное удостоверение.

На основании результатов проверки, административным органом было вынесено постановление от 05.03.2007 года N 01-042 о привлечении индивидуального предпринимателя Мигильницкой И.В. к административной ответственности на основании ст. 10.8 КоАП РФ.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии» (в редакции от 30.12.2006 г.) к полномочиям субъекта РФ отнесено, в частности, осуществление защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно п.4 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 г. N29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленных государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями в сфере общественного питания.

Положением о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 г. N 987, установлено, что государственный надзор и контроль проводятся в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предотвращения заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) некачественной, опасной продукции.

В целях единообразного применения положений и требований законодательства в области ветеринарии всеми хозяйствующими субъектами на территории Волгоградской области, Главой Администрации Волгоградской области 19.07.1999 г. (в редакции от 30.07.2001 г.) было издано постановление N 494 «Об утверждении Положения о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и перечня объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области».

Данным Положением установлено, что ветеринарное регистрационное удостоверение выдается хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности, является документом, подтверждающим, что конкретный объект поставлен на учет в органах государственного ветеринарного надзора, имеет ветеринарно-санитарные условия для ведения поднадзорной государственному ветеринарному надзору деятельности и подлежит регулярному ветеринарному контролю, в соответствии с требованиями Закона РФ «О ветеринарии».

Кроме того, указанное Положение содержит в себе Перечень объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации, к которым отнесены и предприятия торговли и общественного питания, закупающие, перерабатывающие сырые животноводческие продукты (мясо животных, мясо птицы, яйца птиц, рыбу живую, снулую, мороженую, сырое молоко).

Суд первой инстанции, при вынесении решения не учел того, что текст пункта 3 Перечня не содержит в себе между словами «...закупающие, перерабатывающие...» соединительного союза «и», из чего следует, что смысл данной нормы свидетельствует о необходимости наличия ветеринарного регистрационного удостоверения на торговое помещение для всех предприятий торговли и общественного питания (включая индивидуальных предпринимателей) в том числе и для объектов торговли закупающих (и не осуществляющих переработку) сырые животноводческие продукты (мясо животных, мясо птицы, яйца птиц, рыбу живую, снулую, мороженую, сырое молоко) для их реализации населению.

Помимо изложенного необходимо отметить, что Положение о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и перечень объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области, утвержденное постановлением Администрации Волгоградской области от 19.07.1999 г. N 494, полностью согласуется с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 г. N 23.

Так в пункте 9.1. указанных правил установлено, что эксплуатация организаций мелкорозничной сети осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии организации требованиям санитарных правил, а из пункта 14.2 которых следует, что соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Отсутствие ветеринарного регистрационного удостоверения у юридических и физических лиц по причине невыполнения ими требований и норм ветеринарного законодательства лишает их права на заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов и сырья животного происхождения.

Статьей 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства - влечет наложение административного штрафа на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность - от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поскольку материалами дела подтверждается отсутствие у ИП Мигильницкой И.В. ветеринарного регистрационного удостоверения, поэтому вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях ИП Мигильницкой И.В. состава административного правонарушения является обоснованным.

Учитывая изложенное, постановление апелляционной инстанции законно, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 16.08.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу NА12-7285/07 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 Г.А. Кормаков
Судьи
В.А. Карпова
М.А. Савкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка