• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2007 года Дело N А12-7369/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего Аглиуллиной Ф.Г.,

судей Цаплевой З.А., Меленьтевой Р.Р.,

с участием:

от истца - извещен, не явился,

от ответчиков: от отделения по Суровикинскому району УФК по Волгоградской области -Туматовой С.Ю. по доверенности N5 от 30.07.2007, Заботиной Н.Н. по доверенности N4 от 30.07.2007,

от третьего лица - извещен, не явился,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Суровикинскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области, г.Суровикино Волгоградской области,

на решение от 14.06.2007 (судья Беляева В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2007 (председательствующий Пятернина Е.С., судьи Аниськова И.И., Загоруйко Т.А.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-7369/07,

по иску Заместителя прокурора Волгоградской области, г.Волгоград, к Отделению по Суровикинскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области, г.Суровикино по Волгоградской области, и открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Калачевского отделения N3952, г.Калач-на-Дону Волгоградской области, о признании недействительным договора банковского счета и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

по докладу судьи Аглиуллиной Ф.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Отделению по Суровикинскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области и открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Калачевского отделения N3952 о признании недействительным (ничтожным) договора банковского счета (в валюте РФ) NС-644, заключенного 12.12.2006 между открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ» в лице Калачевского отделения N3952 и отделением по Суровикинскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк Российской Федерации» в лице Калачевского отделения N3952 и отделения по Суровикинскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области закрыть счет N40116810611250002009.

В обоснование иска указывалось, что договор противоречит части 2 статьи 155, части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса и требованиям статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции».

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечен Центральный Банк Российской Федерации, г.Москва, в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области, г.Волгоград.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.06.2007 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2007 решение оставлено без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета, который подлежит открытию в Банке России в соответствии с частью 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отделение по Суровикинскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области является участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств. Кредитные организации в соответствии со статьей 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации выполняют функции Банка России лишь при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности осуществления ими этих функций.

В данном случае подтверждена возможность обслуживания бюджетных организаций Суровикинского района расчетно-кассовым центром г.Калач-на-Дону Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области. Договор противоречит указанным нормам и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой, к которой подлежат применению последствия недействительности в виде закрытия счета.

В кассационной жалобе заявитель - отделение по Суровикинскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, г.Суровикино Волгоградской области - просит решение и постановление отменить, в иске отказать. При этом заявитель указывает, что счет, открытый на основании оспариваемого договора, не является счетом бюджета в соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а предназначен для выдачи наличных денежных средств бюджетополучателям. Соответственно данный счет не подлежит открытию в Банке России.

До принятия постановления судом кассационной инстанции был объявлен перерыв в заседании 15.11.2007 до 16 часов 00 минут 19.11.2007 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, между открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Калачевского отделения N3952 (Банк) и отделением по Суровикинскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (клиент) заключен договор банковского счета (в валюте РФ) NС-644 от 12.12.2006, предметом которого является открытие Банком Клиенту счета в валюте Российской Федерации N40116810611250002009 и осуществление расчетно-кассового обслуживания Клиента.

Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

В соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов от поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджетов.

В соответствии со статьей 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Федеральное казначейство возлагается казначейское исполнение федерального бюджета.

Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.

В соответствии с пунктом 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Согласно статье 244 Бюджетного кодекса Российской Федерации единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим кодексом.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N12-П, положение «о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов» в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.

При этом под «соответствующей территорией» понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации на территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

Согласно письму расчетно-кассового центра г. Калача-на-Дону Главного управления Центрального Банка России по Волгоградской области от 13.09.06 N 27-1-17/33 данный центр является межрайонным и обслуживает бюджетные организации нескольких районов, в том числе и Суровикинского района Волгоградской области.

Подтверждена возможность обслуживания в 2005-2007 бюджетных организаций Суровикинского района, в том числе на момент заключения оспариваемого договора (письмо от 10.04.07 N27-1 -14/26).

Поскольку невозможность осуществления своих функций по обслуживанию счетов бюджетов территориальным учреждением Банка России в момент заключения оспариваемого договора отсутствовала, то заключение данного договора противоречит пункту 2 статьи 155, пункту 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что счет, открытый на основании оспариваемого договора, не подлежит открытию в учреждении Банка России, так как не является счетом бюджета, а является счетом, предназначенным для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств федерального бюджета в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2004 N85н, являются необоснованными.

Статья 244 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Счета федерального казначейства» не предусматривает открытие Федеральным казначейством иных счетов, кроме счетов федерального бюджета.

Пункт 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2004 N85н «О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» также устанавливает, что операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а с 1 января 2005 года в территориальных органах Федерального казначейства…. учитываются на счетах органов федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального Банка Российской Федерации, а в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитных организациях, на балансовом счете N40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» в установленном Центральном банком Российской Федерации порядке.

Кроме того, условия оспариваемого договора предусматривают обязанность банка осуществлять не только операции по выдаче наличных денег получателям бюджетных средств, но и иных операций.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что договор банковского счета NС-644 от 12.12.2006 не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе статьям 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и потому в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой, к которой подлежат применению последствия недействительности в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Устранение нарушения закона при заключении договора на ведение банковских счетов может быть осуществлено только путем закрытия этого счета.

В этой связи требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ответчиков закрыть счет N40116 810611250002009 удовлетворено судом правомерно.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.06.2007 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу NА12-7369/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Ф.Г. Аглиуллина

судьи З.А. Цаплева

     Р.Р.Меленьтева
 5

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А12-7369/07
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 19 ноября 2007

Поиск в тексте