ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2008 года Дело N А65-17492/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего: Калугиной М.П.

Судей: Коноплевой М.В., Хабибуллина Л.Ф.

с участием:

от заявителя - не явился, извещен;

от ответчика - Шарафиева Л.Р. - по доверенности N5829/08 от 24.12.2007;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центрального территориального управления - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан город Казань

на решение от 25.09.2007 (судья: Галиуллин Э.Р.) Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 21.11.2007 (председательствующий: Филиппова Е.Г., судьи: Захарова Е.И., Попова Е.Г.) Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу NА65-17492/07-44

по заявлению Гаражного специализированного потребительского кооператива «КВАРТ» город Казань Республики Татарстан к Центральному территориальному управлению - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан город Казань о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.2007 N871 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.21, статьи 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Гаражный специализированный потребительский кооператив «КВАРТ», город Казань обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Центральному территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, город Казань об оспаривании постановления от 12.07.2007 N871.

Решением от 25.09.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 21.11.2007 Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан город Казань просит состоявшиеся судебные акты отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, ответчиком проведены плановые мероприятия по государственному экологическому контролю заявителя на предмет соответствия осуществляемой деятельности требованиям законодательных и иных норм, регулирующих образование и обращение отходов производства и потребления.

Проверкой деятельности Гаражного специализированного потребительского кооператива «КВАРТ», расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Ю.Фучика, дом 87 установлено, что им нарушены статьи 14, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года N96-ФЗ, а также статья 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N89-ФЗ (далее - Закон), а именно:

- не разработан проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- не разработал проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

По результатам проверки составлены протоколы об административном правонарушении от 05.07.2007 N058589, N058590 и 12.07.2007 вынесено постановление N871 о наложении на заявителя административного взыскания по статье 8.2, части 1 статьи 8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд о признании постановления незаконным и его отмене.

При рассмотрении дела, как суд первой инстанции, так и апелляционной пришли к выводу о недоказанности со стороны Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан факта административного правонарушения.

Вывод суда основан на материалах дела и норме закона.

На основании статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 N96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 N96-ФЗ, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Отходы производства и потребления, в соответствии со статьей 51 Федерального Закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Статьей 1 названного Закона определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства. Под «обращением с отходами» понимается только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения» установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.

Диспозиция части 1 статьи 8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает ответственность за выброс и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без соответствующего разрешения.

Как установлено судом, заявителю в качестве правонарушения вменено в вину отсутствие проекта нормативов образования отходов, а также отсутствие разрешения на выброс вредных веществ.

Между тем, из представленных материалов дела не усматривается фактическое обращение с отходами производства с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее негативные последствия в области охраны окружающей среды. Административным органом не доказана причинная связь между не разработкой проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Кроме того, административный орган должен доказать наличие у заявителя самих отходов.

Изложенные в материалах административного дела обстоятельства сами по себе не свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава вышеупомянутого административного правонарушения - выброса в атмосферный воздух без специального разрешения вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В рассматриваемом случае доводы ответчика о совершении заявителем административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.21, статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ввиду несоблюдения требований Федерального Закона от 24.06.1998 N89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 04.05.1999 N96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» судом правильно не приняты во внимание, поскольку административным органом не принята во внимание объективная сторона правонарушения которая характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Доказательств, подтверждающих осуществление кооперативом в момент проведения проверки деятельности, связанной с выбросом вредных веществ, а также образование отходов производства и потребления, суду не представлены.

Согласно статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения в отношении которых установлена его вина.

Факт совершения административного правонарушения материалами дела не доказан.

По мнению суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты вынесены с изучением доказательств по делу и правильным применением норм материального права, в связи с чем, отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 25.09.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 21.11.2007 Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу NА65-17492/07-44 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
М.П.Калугина
Судьи
 М.В.Коноплева
Л.Ф.Хабибуллин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка